UA
RU

Работать нельзя прокрастинировать: как не откладывать дела на потом?

Редагувати переклад

Как укладываться в сроки, не отвлекаясь на картинки с котиками, узнал Роман Щербаков.

как бороться с прокрастинацией

При раскопках Древнего Египта обнаружена надпись иероглифами, сделанная за 1 400 лет до нашей эры: «Друг, перестань откладывать работу». Увы, современный человек в этом плане мало отличается от строителей пирамид, потому что часто использует любую возможность, лишь бы отложить даже самое важное дело на потом.

Вам наверняка знакома такая ситуация. Вы приходите утром в офис, но перед тем, как открыть почту с ворохом срочных писем, решаете для начала подзарядиться бодростью у кофейного автомата. После капучино можно и сигаретку выкурить – тем более вы чувствуете, что еще не до конца проснулись для плодотворной работы. Возвращаясь с курилки, вы встречаете подругу из бухгалтерии, а это отличная возможность пересказать ей во всех деталях хоррор-фильм, просмотренный вчера вечером.

Читайте также: Обход блокировок: как научиться мыслить нестандартно?

Усевшись, наконец, за рабочий стол, вы первым делом открываете Фейсбук (все равно он загрузится быстрее, чем почта). Настроение сегодня паршивое, так что просмотр позитивного видео с милыми котиками точно не помешает. Где котики, там и собачки, попугайчики, белочки, а наткнувшись случайно на видео с треклятыми енотами, можно смело вычеркивать из жизни полтора часа минимум. Когда же вы все-таки решите, что вот он – тот самый момент, когда пора уже взяться за работу, – коллеги позовут вас на обед…

Психологи говорят, что от прокрастинации (склонности откладывать важные дела, которые, накапливаясь, приводят к серьезным проблемам в жизни) страдает примерно четверть всего населения планеты. Прокрастинаторы мучаются не только из-за накопления тревоги по поводу приближающегося дедлайна, они также чаще других простуживаются, болеют гриппом и испытывают разного рода неудобства в связи с неправильной работой желудочно-кишечного тракта. Так, казалось бы, невинная на ранних этапах привычка постепенно становится разрушительной чертой самой личности человека. Прокрастинаторы с многолетним стажем даже получают некоторое мазохистское удовольствие, устраивая сами себя аврал в ночь перед жестким дедлайном.

Читайте также: Как ужиться на работе представителям разных поколений

Но беда в том, что, становясь чертой личности, прокрастинация распространяется не только на текущее ответственное задание, но и на эпохальные события в жизни каждого человека: устройство на работу мечты, свадьбу, рождение детей и так далее.

Как говорит американский миллиардер Уоррен Баффет:

Постоянно откладывать поиски хорошей работы и просиживать на той, что тебя убивает, – это все равно что откладывать секс до пенсии.

Поэтому итог прокрастинации – это всегда глубокий страх: что если я буду откладывать все главное, что нужно сделать, пока не умру, так и не сделав этого?

как не откладывать дела на завтра

Британский персональный тренер и бизнес-наставник Фиона Харролд считает, что прокрастинация – это черта, которая чаще встречается у отличников и перфекционистов: «Прокрастинаторы устанавливают для себя высокие стандарты, но редко чувствуют, что они им соответствуют. Из-за этого появляется страх сложной задачи, а самый легкий способ побороть его – прокрастинация. Но проблема в том, что задачу нельзя отложить навечно: когда до дедлайна останется совсем мало времени, человек все равно вынужден будет взяться за ее выполнение, но при этом будет чувствовать себя гораздо хуже».

Читайте также: Теория doing less: пять правил успешных людей

Классическим примером прокрастинации отличника и перфекциониста является т. н. «синдром второго романа» – когда писатель после успеха какой-то его книги откладывает и откладывает работу над следующей, потому как боится, что она будет принята хуже предыдущей. Детально об этой проблеме рассказывает Элизабет Гилберт – автор бестселлера «Ешь, молись, люби» – в своем выступлении на конференции TED c лекцией «Как приручить вдохновение?»

Для эффективного и своевременного выполнения важных задач – когда срок еще не поджимает или когда определенного срока вообще нет – Фиона Харролд советует самостоятельно устанавливать себе жесткий дедлайн. Например, босс говорит, что вам нужно сделать что-то к концу недели, а вы сами усложняете задачу: я сделают это к среде!

Тут возникает резонный вопрос: как заставить себя сделать что-то к среде, если не можешь нормально отработать даже на пятницу? «Попробуйте выполнять задание в течение 15 минут, даже если оно кажется невыносимым», – говорит Харролд. Например, многие люди хотели бы бегать трусцой по часу каждый день, но, просыпаясь утром, они готовы на все, лишь бы не выходить на улицу. Скажите себе: я попробую делать это в течение 15 минут – и если бег по-прежнему будет казаться невыносимым, я плюну и пойду домой. Фокус в том, что через 15 минут вы уже втянетесь и будете наслаждаться тренировкой.

Читайте также: Как заставить время работать на вас?

Согласитесь: 15 минут можно вытерпеть даже самое унылое, сложное или неприятное занятие. Помните, как это было с манной кашей в детстве? Кажется, что ты никогда не запихнешь в себя целую тарелку безвкусной размазни, которую приготовила заботливая мама. Но аппетит приходит во время еды, и после нескольких ложек ребенок начинает уминать кашу на автомате, а через 5 минут тарелка абсолютно чистая – и он спокойно идет гулять.

Попробуйте использовать правило 15 минут в следующий раз, когда вам захочется на работе открыть Фейсбук, вместо того чтобы взяться за выполнение важной задачи, – и вы сами убедитесь: это работает!

Фото: Gettyimages

Статьи по теме