Спецпроекты:

Общество

Иммерсивный театр: что это такое и где найти его в Киеве?

Мы знаем, чем вы займетесь в июне!

Иммерсивный театр в Киеве — куда сходить фото

Сегодня в мире все большей популярностью пользуется иммерсивный театр. Его также величают театр-променад или театр-бродилка. Его особенность состоит в том, что зритель — не пасивный участник, который может даже задремать на кресле во время скучного спектакля, а полноправный участник происходящего. Тех, кто вдруг надумал распереживаться, что все, мол, театр — не тот, что прежде, а новый дресс-код (собираясь на спектакль-променад действительно лучше подумать об удобстве обуви и одежды) отодвинет привычное манто и туфли на шпильке в глубь гардероба, мы успокоим. Тот любимый, с коньячком в антракте, никуда не денется. Как показывает практика и история, он был, есть и будет. К тому же, такие новые для нас променады успешно сосуществуют со стационарными театрами во всем мире уже более 20 лет, чего и нам желаем.

Мы расскажем вам о 5 ярких и «нетрадиционныx» спектаклях, а вы уже сами решайте, готовы ли вы пожертвовать удобным (и то далеко не всегда) креслом ради новых ощущений и, поверьте, бесценного опыта. 

 

Иммерсивный театр в мире

«Sleep No More» (PunchDrunk)

«Sleep No More» (PunchDrunk) фото

Здесь нет ни маршрута, ни аудио-гида. Здесь есть зритель, оказавшийся наедине с шестью историями, в основу которых лег шекспировский «Макбет» и картины Хичкока. Действие спектакля происходит в заброшенном пятиэтажном отеле. 100 комнат, в каждой из которых происходит действие и только человек в венецианской маске (которую на входе выдают зрителю) выбирает в какую из них зайти. Тут можно подсмотреть, как кто-то занимается любовью, прочитать чьи-то письма, поесть конфет в магазине сладостей или присоединиться к эротическим танцам. И это, господа, театр!

 

«Remote X» от профессиональныx экскурсоводов по реальности «Rimini Protokoll»

«Remote X» от «Rimini Protokoll» фото

Этот спектакль, поставленный и сыгранный уже в более 19 городах мира (Бангалор, Вена, Нью-Йорк, Лиссабон, Авиньон, Санкт-Петербург) является коллективным путешествием группы из 50-и человек, которые под руководством компьютерного голоса в наушниках исследуют собственное поведение в привычном суетливом людском потоке. Зрителям предлагают задуматься о том, какую роль в жизни современного человека играют окружающие его технологии.

 

Спектакль «на колесах» «Сargo» (Rimini Protokoll)

«Сargo» от Rimini Protokoll фото

Cargo — это имя главного героя, который приглашает зрителей провести с ним два часа на колесаx… нет, не теx, что вы подумали. Просто парень является дальнобойщиком, а его фура — центральное и единственное место действие этой истории. Зрители в машине, Cargo — за рулем. Передвижной театр. А что? Возврат к театральным истокам.

 

«Неявные воздействия» («Театр.doc», Москва)

«Неявные воздействия» от «Театр.doc» фото

Философский спектакль-променад, в котором нет четкого сценария. Известно только начало и отправная точка маршрута, происходящее же зависит от главного героя (по совместительству режиссера спектакля Всеволода Лисовского) и его контакта со зрителем. Заброшенные здания, общественные туалеты, торцовые центры, частные квартиры и улицы, и конечно же, человек.

 

Украинский аналог — спектакль-променад «Время» («U!zahvati»)

Спектакль-променад «Время» («U!zahvati») фото

В прошлом году национальная компания «U!zahvati» внедрила, прищепила, вакцинировала современного, думающего и ищущего зрителя новым для нашей страны жанром. Спектакль-променад, в аннотации к которому можно свободно написать «выводим зрителя из затяжной культурной комы», не только пробудил многих театральных «медведей», продемонстрировав, что театр — это не только здание с бархатными креслами, но и направил в свою сторону внимание людей, абсолютно далеких от театра.

Собравшись на Пешеходном мосту, группа из 33 человек одевает наушники. Следуя за голосом в «своей голове», они начинают свой маршрут. Передвигаясь по Киеву, где каждое здание, лавочка, витрина трансформируется из привычных архитектурных обыденностей в важнейшую, красноречивую декорацию; где каждый случайный прохожий приобретает смысл лично для тебя, участники променада начинают ощущать каждую секунда, каждый см (км?) «Времени».

«Время» — именно такое название режиссер Полина Бараниченко дала своему первому иммерсивному спектаклю, которой в этом году, 15 мая открыл свой второй театральный сезон в городе Киев.

К примеру, британскую команду «PunchDrunk», которая занимается так называемыми иммерсивными спектаклями начиная от 2000 года, уже называют «классикой театра соучастия». В своих работах они сталкивают не только перформанс, инсталляцию, site-specific хореографию, но и историю со зрителем, предлагая последнему выбор. Человек самостоятельно принимает решение, будет ли он просто следовать за одним из героев, либо начнет собственный поиск своего пространства и истории. Вариаций таких спектаклей и театров очень много по всему земному шару.

Спектакль-променад «Время» не такой радикальный, как произведения компании «PunchDrunk» и, возможно, не такой социально-исследовательский, как некоторые работы «Rimini Protokoll», но в нем, помимо точности жанра и блестящей технической «выверенности» есть душа и глубина.

Он не про то, что кто-то решил соригинальничать и сыграть историю не в театре. Он про то, что кто-то не смог вместить себя, свой замысел, свою энергию в рамки, в стены, в правила, в стереотипы. А потому пообещайте, что тоже попробуете вступить с ним (стереотипом) в борьбу. Ну а уж если совсем невмоготу, давайте так: три раза в Национальный, один раз — на «Время». А после сверим ощущения…

Источник фото: rimini-protokoll.de, teatrdoc.ru

Понравилась статья? Оцените:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Вход

Забыли пароль?