UA
RU

Интервью с режиссером «Домой» Нариманом Алиевым

Редагувати переклад
Художественный фильм EVGE («Домой»), который показали в конкурсной программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в этом году, снял украинский режиссер Нариман Алиев. Елена Заяц взяла у него интервью незадолго до поездки в Канны.
Интервью с режиссером «Домой» Нариманом Алиевым-Фото 1

Интервью с режиссером «Домой» Нариманом Алиевым-Фото 2

Почему вы решили использовать жанр road movie, чтобы рассказать свою историю?

Я отношу понятие road movie больше к форме, чем к жанру – в нем нет ничего особенного, это любое кино, в котором герой на протяжении всего повествования движется из точки А в точку Б. Это никак не говорит о качестве или содержании произведения, а только дает понимание, что мы будем следить за путешествием кого-то куда-то. На мой взгляд, такая форма очень выгодна для дебютного кино. Потому что она не ограничивает ни во времени, ни в пространстве.

Можно использовать совершенно разные локации, могут появляться различные персонажи для развития драматургии. Если охарактеризовать в целом – может произойти все что угодно, когда угодно и где угодно. И зависит от режиссера, как он справится с этими возможностями. Мне такая форма помогла рассказать крымскотатарскую историю на материковой части Украины. По понятным причинам на данный момент нет возможности проводить съемки в Крыму.

Можете назвать свой любимый road movie?

Не могу, но дам несколько классических рекомендаций, которые считаю необходимыми для обязательного просмотра: «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана, «Безумный Пьеро» Жана-Люка Годара, «Вкус вишни» Аббаса Киаростами и «Сломанные цветы» Джима Джармуша. Это совершенно разные фильмы, но каждый по-своему прекрасен.

Как родилась идея фильма? Вы упоминали в Facebook, что сценарий писался три года…

Она принадлежит моему коллеге и другу, режиссеру Новрузу Хикмету. Еще в 2016 г. в одной из бесед он рассказал мне идею возможного сценария о том, как везут хоронить родного человека из далеких краев на родину. Мне она очень понравилась, а через какое-то время появился концепт будущего сценария и с разрешения Новруза я приступил к его написанию. Через год после начала работы над сценарием к процессу присоединилась режиссер и сценарист Марыся Никитюк.

Вместе с ней была проделана самая массивная часть работы – Марыся внесла в проект конфликт, который мне так тяжело давался. Она позволила посмотреть на материал с другой стороны. У нас с ней совершенно разное понимание и видение материала, но именно это помогло сделать сценарий многосторонним и неоднозначным. Кроме того, вместе с Марысей мы прошли международную сценарную тренинговую программу MIDPOINT Feature Launch, куда отобрали наш проект. Нам повезло с хорошим сценарным консультантом, мы также получили много полезных откликов от представителей индустрии, что в целом помогло глубже погрузиться в материал.

Расскажите о себе в одном абзаце.

Мне 26 лет. Я родом из села Петровка Красногвардейского района, АР Крым. Крымский татарин. В 16 лет уехал в Киев, чтобы изучать режиссуру. Выбрал эту профессию, потому что был юным, наивным и понятия не имел, что это такое. До полнометражного проекта снял три короткометражных фильма, которые позже были объединены в трилогию «Крымские истории». Каждая из картин имела свой успех, последняя короткометражная SENSIZ («Без тебя») была номинирована на премию «Хрустальный медведь» на Берлинском кинофестивале в 2016 г.

С какими сложностями вам как украинскому режиссеру приходится сталкиваться на пути реализации своих идей в готовое кино?

Я не скажу, что были какие-либо сложности, я бы назвал их этапами. Ничего в жизни легко не дается, и позиционировать любой путь как «сложности» — неконструктивно. Я бы предпочел избавляться от стереотипов, что все в нашей индустрии делается вопреки. Лучше вспомнить, благодаря кому и чему у меня появилась возможность снять свой полнометражный дебют.

В первую очередь благодаря продюсеру Владимиру Яценко, который поверил в проект и со своей стороны сделал все возможное, чтобы он реализовался. Благодаря государственной поддержке кинематографа, точнее, Министерства культуры Украины. Благодаря профессиональной команде, которая на всех этапах производства делала проект все сильнее и сильнее. Снять полнометражный дебют в 25 лет возможно далеко не в каждой стране мира. А в Украине возможно.

Напомним, специальный партнер Marie Claire в Каннах — бренд Mastercard. Ваш пропуск в мир большого кино — в нашей спецтеме на сайте!

 
 

Статьи по теме