Итоги кинофестивального 2018 года
FreeSentsov, «Донбасс», борьба за гендерное равенство: каким был кинофестивальный 2018 год.
В 2018 году в киноиндустрии произошла череда значимых событий, которые так или иначе повлияли на общество в целом. О переменах в мире фестивального кино и о самых главных его событиях в уходящем году специально для Marie Claire рассказала генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич.
Смена директоров фестивалей
Два года Берлинский кинофестиваль держал интригу, кто же будет возглавлять киносмотр после того, как закончится контракт с Дитером Коссликом, занимавшем пост директора 16 лет. В ноябре 2017 года 79 ведущих немецких режиссеров, среди которых Марен Аде, Кристиана Петцольд, Фатих Акин, опубликовали открытое письмо, в котором говорили о системном кризисе Берлинале и требовали смену концепции и руководства фестиваля. Руководство обвиняли в том, что фестиваль утратил свое художественное значение, делая акцент на социально-политическом аспекте. Оставались неясными критерии отбора фильмов в программы, фестиваль игнорировал новые тренды и тенденции.
Работники киноиндустрии были услышаны, и на смену Дитеру Косслику придут сразу два человека. Художественным руководителем станет Карло Шатриан, который с 2013 года возглавляет кинофестиваль в Локарно, а исполнительным директором — Мариэтт Риссенбик, которая руководит компанией German Films. Шатриан и Риссенбик приступят к исполнению обязанностей с 2019 года. Соответственно, в Локарно тоже новое назначение. Директором стала Лили Хинстин.
Читайте также: Лучшие документальные фильмы 2018 года
Триумф украинских фильмов
Украину в Каннах представляли сразу две работы и обе были отмечены наградами. Главной премьерой была трагикомедия Сергея Лозницы «Донбасс», снятая в копродукции Германии, Украины, Нидерландов, Франции и Румынии. Это картина, которая выворачивает войну на востоке Украины наизнанку, показывая дикость происходящего. Фильм был показан в рамках второй по важности конкурсной программы фестиваля «Особый взгляд» и удостоился приза за лучшую режиссуру.
Вторая картина — «Женщина на войне» совместного производства Украины, Франции и Исландии. В «Неделе критики» фильм отметили за музыкальное оформление.
2018 год для украинского кино стал действительно международным. Вышло несколько копродукционных фильмов, множество картин были показаны на крупных фестивалях и завоевали награды. К примеру, премьера фильма Марыси Никитюк «Когда падают деревья» состоялась в Берлине в секции «Панорама». Эта же картина «поехала» на кинофестиваль в Гоа, где была отмечена исполнительница главной роли Анастасия Пустовит как лучшая актриса. Главную награду за лучший фильм забрал «Донбасс», а «Вулкан» Романа Бондарчука, который также был показан в Карловых Варах, завоевал специальный приз жюри параллельной конкурсной программы режиссерских дебютов. Документальное кино не отставало. На Канадском международном фестивале документального кино Hot Docs показали фильмы «Папа — мамин брат» и «Ленинопад».
Читайте также: Номинанты на «Золотой глобус»: список лучших фильмов 2019 года
Поддержка Олега Сенцова
В 2018 году внимание мировой общественности было приковано к незаконно заключенному в России украинскому режиссеру Олегу Сенцову, который 145 дней голодал с требованием освободить всех украинских политзаключенных на территории РФ. Еропейский парламент вручил ему премию «За свободу мысли» имени Андрея Сахарова. В поддержку Олега Сенцова выступила, в частности, Европейская киноакадемия. Около двух тысяч работников киноиндустрии по всему миру, среди которых Аки Каурисмяки, Кшиштоф Занусси, Майкл Ли и другие кинодеятели, подписали обращения к правительствам своих стран с просьбой освободить Сенцова.
Кинофестивали тоже пытались обратить максимальное внимание на украинского политзаключенного. На экране Каннского кинофестиваля появился баннер с надписью: «Владимир Путин — президент России до 2024 года. Олег Сенцов — заключенный России до 2034 года. Немедленное освобождение Олега Сенцова!» Во время открытия Берлинале его директор Дитер Косслик, призывая освободить корреспондента Die Welt из турецкой тюрьмы, вспомнил и про Олега Сенцова. «Надеюсь, мы сможем достичь того, что вскоре они будут на свободе», — сказал тогда Косслик.
Члены жюри Венецианского кинофестиваля, в свою очередь, призвали власть РФ освободить Олега Сенцова, назвав его незаконно заключенным. Под обращением подписались Наоми Уоттс, Кристоф Вальц и председатель жюри Гильермо дель Торо.
Одесский кинофестиваль создал специальный интернет-проект #FreeSentsov с целью распространения информации о судьбе режиссера. На церемониях закрытия и открытия фестиваля в зале Оперного театра для Сенцова было зарезервировано символическое место. А все показы ОМКФ открывались роликами в поддержку режиссера. Кстати, российские фестивали тоже не стояли в стороне. Освободить голодающего Олега Сенцова призывали участники «Кинотавра», а члены жюри назвали процесс над украинцем «сугубо политическим».
Движение за гендерное равенство
Этот год ознаменовался движениями за права женщин. Начавшееся в 2017 году движение #MeToo привела продолжилось в Германии движением iamnotyourdoll. Фестивали оставались в центре этих событий. В мае в Каннах прошел женский марш. Держась за руки, 82 женщины, среди которых были Кейт Бланшетт, Сальма Хайек, Леа Сейду, Джейн Фонда, Марийон Котийяр и Кристен Стюарт, прошлись колонной по красной дорожке и выстроились на лестнице. Число выбрано не случайно — оно символизирует количество женщин-режиссеров, которые представляли свои фильмы в рамках конкурсной программы фестиваля за всю его 71-летнюю историю. Причем картин мужчин-режиссеров за это время было 1688.
О гендерном равенстве говорили и на Одесском кинофестивале. Была проведена конференция «Cinema: Backstage. Гендерное равенство — миф и реальность», в рамках которой обсуждалась ситуация нарушения гендерного баланса в индустрии. В кино работает много женщин, но лишь малая их часть принимает ключевые решения, находится на высших позициях. Остается нерешенным вопрос с равной оплатой труда, условиями работы для матерей и так далее. Об этом нужно говорить, чтобы найти пути решения проблемы, не замалчивать ее. Понемногу фестивали начинают следить за балансом фильмов, представленными мужчинами и женщинами, а также за гендерным балансом в жюри.
Читайте также: Главные события, по которым мы запомним 2018
Борьба с Netflix и Amazon
Многие считают, что такие платформы как Amazon и Netflix поменяют глобальную систему дистрибуции фильмов. Одной из основных тем в Каннах было противостояние кинофестиваля и компании Netflix. В 2017 году директор киносмотра Тьерри Фремо заявил, что в конкурсных программах Канн могут участвовать только те фильмы, которые в дальнейшем выйдут во французский прокат. Берлинский кинофестиваль занял аналогичную пощицию, а вот Венецианский не побрезговал и включил в свои программы фильмы стриминговых сервисов. Так что пока нам остается следить за отношениями между компаниями и фестивалями, лишь пытаясь предугадать исход противостояния.