Как украинский театр «Мизантроп» готовится к европейскому фестивалю Fringe
Украинский театр «Мизантроп» представит нашу страну на международном фестивале в Эдинбурге. В интервью режиссер и композитор театра рассказали, почему это событие стоит пристального внимания и как команда готовится к Edinburgh Festival Fringe.
Фестиваль Fringe — одно из главных событий в театральной сфере. В августе все собираются в Эдинбурге, чтобы показать спектакли и достойно представить свою страну. Украинские театры на Edinburgh Festival Fringe — нечастые гости и за последние десятки лет участвовали в нем несколько раз. Сейчас наша театральная сфера возвращается из забытья и выходит на международную арену.
На вопросы про участие украинского независимого театра «Мизантроп» в фестивале и важности этого события для всей Украины отвечают композитор и продюсер Дмитрий Саратский и режиссер Илья Мощицкий.
Читайте также: Иммерсивный театр: что это такое и где найти его в Киеве?
«Мизантроп» — независимый театр. С какими трудностями вы столкнулись на пути к участию в фестивале Fringe?
Дмитрий Саратский: Главная трудность — это перманентный поиск денег на поездку и титаническая организационная работа, начиная от документации до коммуникации с представителями фестиваля, театральной площадки, с критиками и зарубежной прессой.
По хорошему, такую работу должен выполнять целый штат сотрудников и помощников, а не горстка сумасшедших фанатов, одержимых мечтой поехать на Fringe.
Мы топим за тотальное межнациональное, межконфессиональное, междисциплинарное общение.
На фестивале нет никаких номинаций и никакого вознаграждения, разве что любовь публики. Почему вам было важно в нем участвовать?
Дмитрий Саратский: Потому что мы топим за тотальное межнациональное, межконфессиональное, междисциплинарное общение. Правда — в разнообразии, в диффузии, в столкновении сложных характеров, мнений, точек зрений. В смешении традиций, в смещении точек сборки. Театр должен как минимум раз в год пересобираться, иначе он дохнет, дохнет, дохнет, пахнет, превращается в надгробную плиту. Потом травит зрительный зал ядовитыми испарениями. Мы так не хотим, не можем, не будем. Нам нужно ехать, бежать, глотать новые знания о себе, о мире, о человеке, чтобы потом делать живой театр! Для себя, для вас, для всех!
Читайте также: Куда сходить: необычный спектакль «Диалоги» в библиотеке
Как спектакль «Король Убю», с которым вы едете на фестиваль, восприняла украинская публика и какие прогнозы насчет европейской?
Дмитрий Саратский: Мне кажется, что украинская публика восприняла спектакль, на удивление, хорошо! Нам казалось, что он будет достаточно провокационным, резким, но, вместе с тем, украинский и, в первую очередь, киевский зритель, который посещает этот спектакль, не входит в диссонанс с тем, чего ожидает и тем, что видит на самом деле. Это главная проблема в нашем театральном пространстве: очень часто зрители идут на спектакль, не понимая, или не проанализировав заранее то произведение, которое им предстоит увидеть. И происходит внутренний конфликт между ожиданием и реальностью.
В случае с «Королем Убю», так же, как и со спектаклем «Слепота», мне кажется, что этот конфликт не происходит. В среднем мы собираем 200 человек на один показ «Короля Убю», но все эти люди, на 95% именно те, которые понимают куда и зачем они пришли, поэтому резонируют с происходящим на сцене. Они вместе с нами задают себе вопрос: «Что с нами будет» и пытаются ответить на него…
По моим наблюдениям, диалог с киевской публикой настроился. Что касается европейской, — очень сложно прогнозировать, так как для нас это будет первый контакт, и мы можем только догадываться, как это произойдет. Но мы не спроста выбрали этот спектакль, поскольку нам кажется, что его форма и его художественный язык будут близки европейцам, в частности — британцам, и мы сможем поговорить на одном языке, со схожими энергиями. Но все это для нас непредсказуемо, поэтому мы морально настраиваемся на любой расклад.
Спектакль «Король Убю» — политическая сатира, которая очень актуальна в наше время. Что из современного искусства по вашему мнению — самый яркий манифест, отображающий нашу реальность?
Илья Мощицкий: Последние событие в театре, которое произвело на меня глубокое впечатление — это спектакль Бельгийской компании FC Bergman, который называется «Земля NOD». В сценическом пространстве воссоздан зал Рубенса, Музея изящных искусств Антверпена. В нём человек проходит циклично развивающиеся спирали истории — гибнет, воскресает, дерётся, кричит, танцует, воюет, любит и обретает спасение в Ноевом ковчеге искусства.
Кто из участников фестиваля прошлых лет по вашему мнению самый интересный, за чьим творчеством стоит следить?
Илья Мощицкий: Участниками фестиваля в разное время были и Питер Брук, и театр Дерево, и Кэтти Митчелл, и Римини Протокол, и Вячеслав Полунин и многие многие другие. Я бы не терял из вида сам фестиваль. Вне зависимости от основной программы, бывает, что в ней принимают участие хедлайнеры мирового театрального движения, а бывает — нет, но в программе Фринджа всегда находится что-то гипер-интересное!
Читайте также: В кино и на сцене: звезды, которые играют в театре
До Fringe остался месяц. Как команда «Мизантропа» готовится к нему?
Илья Мощицкий: Бронирует: жильё и авиабилеты. Учит, учит, учит английский текст, нервничает, выпивает.
Кем из современных творцов вы вдохновляетесь в своей работе?
Илья Мощицкий: Тут стоит опять перечислить имена. Да будет так. За последний месяц это: Жан-Франсуа Лиотар, Юлия Латынина, Роберт Музиль, Умберто Эко, Газель Яхина, Борис Гройс, Илья Инишев, театральная компания FC Bergman, Ромео Кастеллуччи и послезавтра Роберт Уилсон.
Источник фото: архив пресс-службы театра «Мизантроп», instagram.com/edfringe/