Какого цвета клубника: Сеть взорвала новая оптическая иллюзия
Профессор психологии Акийоши Китаока опубликовал фотографию клубники, которая поставила многих в тупик.
Два года назад в социальных сетях разгорелись жаркие дебаты по поводу платья: тогда пользовали пытались понять какого оно цвета — сине-черного или бело-золотого.
Сейчас в Сети набирает популярность новая оптическая иллюзия, автором которой выступил Акийоши Китаока, профессор психологии японского университета Ритсумейкан. В своем микроблоге в Twitter он опубликовал фотографию пирожного, украшенного клубникой. Первое, что приходит в голову — ягоды красного цвета, какие они и должны быть, просто на снимок наложен голубой фильтр. Однако на самом деле на фотографии, по словам Китаоки, нет ни одного красного пикселя: изображение состоит из серых элементов.
В подтверждение один из пользователей соцсети взял пробу оттенков, которые кажутся на снимке самыми красными, и поместил их в отдельные квадратики с правой стороны. Для убедительности цвета показаны на белом фоне.
В чем разгадка? Как объясняют специалисты, фотография Китаоки демонстрирует такое явление, как константность цветовосприятия — способность человеческого зрения правильно распознавать окраску предметов в условиях изменяющего освещения. Иными словами, зеленое яблоко для нас остается зеленым как в середине дня, когда освещение белое, так и на закате, при красном освещении. Образ любого предмета включает не только ощущения, но и накопленный про него опыт. Поэтому зная, что клубника имеет красный окрас, мы видим ее именно красной. Таким же образом мозг «корректирует» размер предмета или его форму. К примеру, двери для нас имеют прямоугольную форму вне зависимости от того, под каким углом они открыты, хотя чаще всего их проекция на нашу сетчатку имеет форму трапеции.
Статьи по теме:
Какого цвета сумка: в Сети снова обсуждают популярную оптическую иллюзию
Игры разума: почему мы готовы идти за толпой и другие парадоксы сознания
Фото: twitter.com@AkiyoshiKitaoka, twitter@carsonmell