Каннский кинофестиваль 2018: полная конкурсная программа
Все о программе Каннского кинофестиваля сайту Marie Claire рассказывает Мария Алесина!
Фестивальное кино нередко вызывает разногласия между кинокритиками и зрителями, но включение фильма в программу Каннского кинофестиваля означает, что он стоит того, чтобы составить на его счет собственное мнение. Какие картины мы будем обсуждать весь следующий год — в этом обзоре.
8 мая на Лазурном берегу состоялась церемония открытия 71-го Каннского кинофестиваля, на красной дорожке которого до 19 мая мы увидим деятелей киноискусства со всего мира. Жюри нынешнего фестиваля возглавляет оскароносная актриса Кейт Бланшет, которую организаторы пригласили, среди прочего, за ее активную социальную позицию (в этом году она инициировала голливудскую кампанию Time Up’s за прекращение сексуальных домогательств на работе). Именно она вручит Золотую пальмовую ветвь картине-победителю конкурса. В состав жюри также вошли актрисы Леа Сейду, Кристен Стюарт и российский режиссер Андрей Звягинцев, который в прошлом году получил Приз жюри фестиваля за свою картину «Нелюбовь».
Какие фильмы обсуждают громче всего?
Традиционно в рамках церемонии открытия состоялся показ первой ленты из основной конкурсной программы. В этом году фестиваль начался картиной иранского режиссера Асгара Фаради «Все знают» (Everybody knows), которая рассказывает непростую семейную историю в испанских декорациях. В главных ролях снялись Пенелопа Крус и Хавьер Бардем, которые вместе с режиссером и другими актерами появились на красной дорожке. Для пары это уже четвертая совместная работа: кроме «Все знают» в 2018 году в мировой прокат выйдет фильм «Эскобар» о жизни колумбийского наркобарона с их участием.
В течение следующих дней будут показаны еще 20 фильмов основной программы, среди которых фильмы режиссеров с мировыми именами. Одна из ожидаемых картин — новая кинолента Жан-Люка Годара «Книга с картинками» (Le livre d’image). 87-летний классик французской «новой волны» представит фильм, состоящий из шести частей: пять первых он называет «вступительными» к шестой, которая расскажет историю придуманной революции, устроенной лидером несуществующего эмирата. Годар, мы скучали!
Это будет уже девятая картина Годара, отобранная для участия в конкурсе фестиваля, хотя свою первую каннскую награду режиссер получил только в 2014 – приз жюри за ленту «Прощай, язык!». В тот раз легенда французского кино отказался лично представлять свою картину на фестивале, возможно, уже не ожидая быть наконец удостоенным почетного приза. Если столь долгое ожидание задело режиссера за живое, то организаторы постарались это исправить, выбрав для афиши 71-го фестиваля целующихся Жана-Поля Бельмондо и Анну Карину — кадр из фильма Годара «Безумный Пьеро», снятого в 1965 году. Возможно, именно этому решению мы обязаны тому, что в этом году режиссер все же лично представит свою новую картину и даст официальную пресс-конференцию – событие, которого трудно не ждать, особенно учитывая, что француз всегда имеет на все свое непредсказуемое мнение.
Лента второго иранского режиссера Джафара Панахи «Три лица» (Three faces) рассказывает историю иранской девушки, семья которой запретила ей учиться в Тегеранской театральной консерватории. В фильме режиссер вместе с актрисой Беназ Джафари отправляются в горную деревню на севере Ирана и приоткрывают завесу тайны над местными традициями и убеждениями. Азербайджанец по национальности, гражданин Ирана Панахи хорошо знаком киноманам, ведь он был номинирован на награды Каннского, Венецианского, Локарнского и Берлинского кинофестивалей. Кроме того, в 2012 он стал лауреатом премии имени Сахарова, что произошло уже после его ареста иранским правительством и осуждения на шестилетнее заключение за акции протеста против официальных результатов выборов в Иране.
Несмотря на домашний арест и запрет проводить режиссерскую деятельность на протяжении 20 лет, Панахи продолжал снимать кино (на своей даче, как фильм «Закрытый занавес») и получать призы главных мировых кинофестивалей (представленная в Каннах в 2011 году лента «Это не фильм», например, была вывезена из Ирана на флешке, спрятанной в пирожном). Режиссер не может выезжать за границу, поэтому его личное присутствие на киносмотре в Каннах остается маловероятным.
В подобной ситуации находится и российских режиссер Кирилл Серебренников, лента которого тоже была отобрана для участия в основной программе. Речь о картине «Лето», рассказывающей о ленинградской молодости Виктора Цоя, которого сыграл корейский актер Тео Ю. Основанные на биографии рок-музыканта действия фильма разворачиваются в 1981, когда 19-летний Цой знакомится со своей будущей женой Натальей и записывает первый альбом группы «Кино».
Во время съемок фильма Серебренников был арестован российской властью по обвинению в хищении государственных средств и был перевезен для суда в Москву, где и смонтировал ленту под домашним арестом. Организаторы фестиваля пригласили Серебренникова и заявляли о своей надежде, что он сможет лично представить свою новую картину. Однако его домашний арест все еще продолжается, поэтому показ картины пройдет, скорее всего, без участия режиссера. В 2016 году российский режиссер уже представлял свою драму «(М)Ученик» в программе Каннского кинофестиваля «Особый взгляд» и был удостоен Приза независимой французской прессы имени Франсуа Шале.
Еще одна лента из Восточной Европы от поляка Павла Павликовского «Холодная война» (Cold War) рассказывает страстную любовную историю между двумя несовместимыми людьми. Сюжет разворачивается в Европе на фоне обостряющейся холодной войны между Западом и Востоком. Фильм «Прости, ангел» (Sorry Angel) привносит в программу французскую легкость. Автор нескольких книг о молодежи 90-х режиссер Кристоф Оноре снял лирическую комедию о романе между двумя французами в Париже 1990.
Еще одну историю любви, но уже в куда более мрачных декорациях, рассказывает картина китайского режиссера Цзя Чжанкэ «Пепел — чистейший белый» (Ash is Purest White): танцовщица попадает в тюрьму, защищая в передряге местного гангстера – своего возлюбленного, но спустя пять лет выходит на свободу и отправляется на поиски своей потерянной любви. О нелегальной стороне жизни повествует и основанный на реальных событиях фильм «Черный куклуксклановец» (BlacKkKlansman) американца Спайка Ли: афро-американский полицейский в Колорадо умудряется внедриться в местную группировку ку-клукс-клана и со временем возглавить ее.
Закроет кинофестиваль фильм с Адамом Драйвером в главной роли — лента британца Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота» (The Man Who Killed Don Quixote). После 20 лет подготовки и семи неудачных попыток начать съемки, режиссер наконец завершил картину о рекламном агенте, который становится героем романа Сервантеса. Вместе с Адамом Драйвером в фильме сыграла также французская актриса украинского происхождения Ольга Куриленко. «Человек, который убил Дон Кихота» будет показан на фестивале вне конкурса.
Еще одна долгожданная премьера, которая состоится на фестивале вне конкурсной программы — фильм Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» (House That Jack Built), повествующий о жизни серийного маньяка. В главных ролях — Мэтт Диллон и Ума Турман. В 2000 году режиссер получил главную награду фестиваля за легендарную «Танцующую в темноте» с участием Бьорк, но в 2011 организаторы объявили фон Триера персоной нон грата за его скандальную нацистскую шутку во время пресс-конференции после фильма «Меланхолия». Спустя семь лет, дирекция фестиваля сняла с датского режиссера статус изгнанника.
Помимо основного конкурса и внеконкурсных премьер, еще 18 полнометражных фильмов будут участвовать в киносмотре в рамках программы «Особый взгляд», награждающей за изображение реалий современного мира. В этом году программу открывает фильм украинского режиссера Сергея Лозницы «Донбасс» — антивоенная художественная лента о жизни людей во время войне на востоке Украины. Сергей Лозница хорошо знаком каннским киноэкспертам: его ленты «Счастье мое» (2010), «Майдан» (2014) и «Кроткая» (2017) уже были представлены в официальной программе кинофестиваля. Победит ли наш режиссер в конкурсе, узнаем 18 мая во время церемонии закрытия программы. Картина-победитель «Особого взгляда» получает в качестве награды поддержку во французском прокате. В этот раз место председателя жюри занял американо-испанский актер Бенисио дель Торо, который и возглавит выбор номинанта.
Кроме того, одной из традиционных программ фестиваля в Каннах является подборка классических кинолент, среди которых в этом году покажут фильмы Кубрика «2001 год: Космическая Одиссея», Сергея Бондарчука «Война и мир. Фильм 1. Андрей Болконский» и Ингмара Бергмана «Седьмая печать».
Источник фото: gettyimages.com, kinopoisk.ru