UA
RU

Меняет ли «Оскар» жизнь актеров?

Сегодня состоится 89-я церемония вручения наград премии «Оскар», за которой, затаив дыхание, будет следить весь мир. Роман Щербаков решил разобраться, что на самом деле принесла статуэтка некоторым ее обладателям.

Оскар

Один из самых одаренных голливудских актеров – Леонардо ДиКаприо – шел к «Оскару» почти четверть века, а когда все-таки получил награду за роль в фильме «Выживший», то беспечно забыл статуэтку на афтепати в ресторане. Уже во время посадки в лимузин актера догнали и попытались вручить ему «Оскара» повторно, однако Лео на кураже предпочел взять в руки бутылку шампанского (фигурку же забрал кто-то из охраны актера). Это и понятно: жизнь ДиКаприо давным-давно сложилась, он снимается у лучших режиссеров планеты, меняет подружек-фотомоделей, как перчатки, и стабильно входит в рейтинг самых высокооплачиваемых актеров, зарабатывая в среднем по $20 млн за роль.

Почетный «Оскар» на полке в домашнем кабинете ничего ему не прибавит и не убавит, разве что однажды возникнет необходимость забить гвоздь в стену, а под рукой не окажется молотка – тогда увесистая золотая статуэтка придется очень даже кстати… В отличие от Лео молодые актеры и актрисы смотрят на награду Американской киноакадемии как на магический билет в лучшую жизнь, после которого гонорары взлетят до небес, а кастинги будут проходить уже режиссеры, устраивающие бои без правил, чтобы любой ценой выбить лауреата для своего фильма.

Увы, человеческие мечты и грезы редко когда находят отражение в реальности. Например, в 2012-м «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Прислуга» выиграла Октавия Спенсер. Сколько людей сейчас вообще способны вспомнить, как она выглядит? Не говоря уже про фильмы, в которых снялась эта актриса… «Я думала, что после победы на “Оскаре” мой телефон будет разрываться от звонков, но этого не произошло, – признается Спенсер. – Если честно, я вообще не заметила, чтобы что-то изменилось».

Заветная премия тешит самолюбие, но она не может гарантировать ни интерес продюсеров и режиссеров, ни повышение суммы гонораров. Актеру, как и прежде, нужно будет доказывать целесообразность вкладывания в него десятков миллионов долларов. В 2001 году Рассел Кроу получил «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Гладиатор» и гонорар – $5 млн. Через год за роль гениального математика-шизофреника в фильме «Игры разума» ему заплатили в три раза больше, а после «Хозяина морей» счет Рассела Кроу пополнился разом на $20 млн. Однако после фильма «Нокдаун» (который при бюджете в $88 млн заработал в прокате чуть больше сотни) гонорары актера резко пошли вниз – сегодня он довольствуется в основном двумя-тремя миллионами за роль. «Статуэтка не гарантирует больших денег актеру, для киностудий важнее, сколько фильмы с его участием собирают в прокате и как хорошо они продаются на иностранный рынок, – говорит голливудский продюсер Марк Пеннелл. – Да, “Оскар” может помочь с поиском хорошей роли. Но хорошая роль принесет хороший гонорар только в том случае, если она будет сыграна в кассовом фильме».

Можно подумать, что один «Оскар» в карьере – это просто слишком мало, чтобы перестать беспокоиться о хлебе насущном на завтрашний день. Мол, актер «выстрелил» однажды, но где гарантия, что он сможет и впредь поддерживать высокий уровень? Что ж, британец Дэниел Дэй-Льюис – единственный актер в истории, получавший «Оскар» трижды: за «Мою левую ногу» (1989), «Нефть» (2007) и «Линкольн» (2012). Казалось бы, кто, если не он, должен в полной мере ощутить на себе все преимущества жизни человека, обласканного престижной кинонаградой?

Дэй-Льюиса называют величайшим актером современности, однако, оказавшись на пороге 60-летия, он не снялся и в 30 фильмах (включая телевизионные и ранние проекты) – и вы вряд ли когда-нибудь увидите его имя в списке богатейших актеров по версии журнала Forbes. После «Линкольна» Дэй-Льюис, сыгравший любимейшего американского президента и получившего за эту роль третий «Оскар», не появлялся на экранах пять лет – и не факт, что появится в 2017-м, потому что его актуальный совместный проект с режиссером Полом Томасом Андерсом не имеет пока даже названия. Вот простое сравнение: лауреат трех «Оскаров» Дэниел Дэй-Льюис никогда не получал за роль больше $10 млн, в то время как самым высокооплачиваем актером прошлого года с доходом в $64,5 млн стал рестлер Дуэйн «Скала» Джонсон, которому до «Оскара» так же далеко, как человечеству – до Альфы Центавры.

Большие гонорары и заветные роли – это полбеды. Самое печальное, что награждение «Оскаром» не меняет даже морально-нравственный застой в головах американских киноакадемиков. Например, Холли Берри остается единственной афроамериканской актрисой, получившей «Оскар» за лучшую главную женскую роль (в фильме «Бал монстров»). Тогда, в 2001-м, она выразила надежду, что ее победа «откроет двери» для людей разных рас, но на церемонии в прошлом году актриса заявила: «Прошло 15 лет, а я сижу тут и понимаю, что ни одна цветная женщина так и не вошла в эти двери, из-за чего мое сердце разрывается на части». Притесняет Американская академия не только цветных женщин, но и женщин вообще: согласно исследованию Колгейтского университета, в среднем гонорар за роль для малоизвестного актера после «Оскара» поднимается до $3,9 млн, а для актрисы – до $500 тысяч.

Впрочем, не все женщины одинаковые – за сотню лет феминизма некоторые из них научились находить свой путь к вершине. В 2010 году первая заметная роль в инди-драме «Зимняя кость» принесла Дженнифер Лоуренс всего $3 тысячи. Через два года, сыграв героиню в мелодраме «Мой парень – псих», актриса была награждена «Оскаром», после чего за роль во второй серии «Голодных игр» ей заплатили солидный гонорар в $10 млн. Но секрет такого апгрейда вовсе не в золотой статуэтке, упоминание о наличии которой эффектно смотрится в резюме. А в том, что первые «Голодные игры» с участием Лоуренс принесли студии почти $700 млн при бюджете в почти десять раз меньшем. Кинобоссы просто безопасно вложили деньги в «дойную овечку», которая уже показала свою результативность. Последнее время Дженнифер стабильно занимает первое место в списке самых высокооплачиваемых актрис, зарабатывая $40-50 млн в год, однако это происходит не благодаря «Оскару», а съемкам в высокобюджетных франшизах («Голодные игры» и «Люди Икс») и контракту с Dior, лицом которого она является.

Если кто и наживается по-крупному на «Оскаре», то это не актеры, а киностудии. Причем для них важна не только победа, но и номинация на премию. Рэнди Нельсон, профессор экономики и финансов из Колби-колледж, подсчитал, что номинация на «Оскар» продлевает время проката ленты в кинотеатрах вдвое, а победа в категории «Лучший фильм» увеличивает сборы в среднем на $18 млн. Особо благоприятно награда влияет на низкобюджетные фильмы, потому что блокбастеры и так тратят огромные деньги на маркетинг, обеспечивая себе хороший доход. Например, тот же «Мой парень – псих» с Дженнифер Лоуренс и Брэдли Купером, снятый за $21 млн, шесть месяцев безуспешно крутился в маленьких кинотеатрах, зато после номинации на «Оскар» утроил количество экранов, и в итоге заработал $236 млн. Половина всех билетов была продана в течение шести недель между объявлением номинации и церемонией.

Интересно еще вот что: редкий зритель помнит, кто там получил «Оскар» за лучшую роль второго плана пять или семь лет назад (не говоря уже про 20) – поэтому продюсерам нет никакого смысла делать ставку на актера лишь потому, что он когда-то давно засветился. Однако выпуская DVD-версию фильма или продавая его онлайн, даже спустя десятки лет после проката студии продолжают на нем зарабатывать, активно используя штамп на обложке, сообщающий, что данный фильм отмечен «Оскаром», например, за лучшую мужскую роль. Покупатель воспринимает такой штамп как знак качества и охотнее несет покупку на кассу – реальную или виртуальную – вот только самому актеру от этого ни холодно, ни жарко.

Статьи по теме