Непопулярные социальные сети в Украине
Выбрали ли украинцы Facebook и Instagram по своей воле и почему в рейтинге Twitter, MySpace, Reddit и другие не на первых местах, рассказывает Анна Тильняк - SMM-консультантка, авторка Telegram-канал "Про очень личный SMM", колумнистка.
В 2020 году самыми популярными социальными сетями в Украине являются Facebook (58% от всех респондентов), YouTube (41%), Instagram (28%) и Telegram (14%). С другой стороны, у мировых лидеров Twitter и Linkedin по 5 и 1%, не пользуются социальными сетями 31% респондентов, а 1% затруднились ответить. Об этом свидетельствуют данные опроса компании Research & Branding Group (по информации РБК Украина).
Чтобы понять, по какому принципу мы выбираем те или иные сети, стоит посмотреть на то, как формируется их популярность. В первую очередь на это влияют мировые тренды, законодательства стран, СМИ и капиталы компаний. Значение также имеет демография, исторический аспект, маркетинг, политика самих социальных сетей, лёгкость использования, профессия человека, наличие развлекательного контента, и наличие инструментов для развития бизнеса.
Почему мы становимся подписчиками?
Исследователи Технологического института Джорджии и Мичигана изучили факторы, влияющие на число фолловеров, среди них социальное поведение, содержание сообщения и структура социальной сети. Например, в категории «структура социальной сети» такие факторы:
- взаимный фолловинг;
- рейтинг внимания и статуса: отношение общего числа ваших подписчиков к числу пользователей, на которых подписаны вы;
- соответствие сети: насколько похожа аудитория, которую читаете вы, на ту, что читает вас.
Читать также: Бренд Celine презентовал коллекцию весна-лето 2021 — трансляция с Монако
Множество исследований позволяет прояснить общие черты для всех сетей и лишь немногие факторы позволяют нам ответить на вопрос почему “не доходят” немассовые социальные сети до Украины.
Нишевыми я называю профессиональные или новые сети, временно немассовые. Facebook тоже был нишей, а сейчас его аудитория составляет 2,2 млрд и он наравне с государствами отлично справляется с управлением миром.
Вернёмся к основным причинам, по которым, на мой взгляд, люди делают свой выбор. В Facebook и Instagram легко начать работу, там есть наши контакты, все необходимые маркетинговые инструменты и мобильные приложения. Это немаловажно, так как приложения вытесняют десктоп, это мировой тренд, и количество заходов в приложения соцсетей выросло до 6 раз в день.
Но не одним Facebook и Instagram едины. Telegram ежедневно набирает свою популярность. Особенно после принятого Петром Порошенко 15 мая 2017 года указа, который дал старт блокировке ряда российских интернет-ресурсов, в том числе «ВКонтакте» и «Одноклассники». Тогда, потерявшие профили пользователи начали искать альтернативу, и нашли ее не только в Facebook, Instagram, но и в простом и достаточно защищённом Telegram. А популярность российских соцсетей в Украине упала до минимума.
Читай также: Ночь грешников: 10 оригинальных идей костюмов на Хэллоуин 2020
Пол также влияет на популярность. Тут Facebook устроился лучше всего, у него практически равное количество полов, взрослых и молодых. В Instagram и «ВКонтакте» более женская аудитория — 62%, и больше молодежи. У Telegram в основном мужская аудитория, при этом узкая возрастная группа — 25-34 года. Поэтому, вполне возможно, превалирующее количество женского населения влияет и на популярность той или иной сети.
Если с популярными в Украине социальными сетями разобрались, то что “не так” с остальными? Например, Twitter. Скорее всего, дело в том, что Twitter разрешает только 140-280 символов в твите, число вирируется в зависимости от страны.
По данным Research & Branding Group более 50% украинцев не читают книг, а, следовательно, предполагаю, падает уровень культуры потребления и создания текстового контента. У большинства возникают сложности с написанием емких текстов. Также непонятно для чего столько труда и с кем общаться в Twitter. Pinterest пересекается с Instagram аудиториями, которые любят эстетику, моду, дизайн. Но Pinterest занял особенную нишу и не претендует на массовую сеть.
В США есть популярные соцсети, которыми в Украине практически не пользуются. Например, Reddit — социальный новостной сайт, на котором пользователи оставляют линки на разную информацию в интернете.
Мои выводы относительно непопулярности некоторых сетей (MySpace и подобных) однозначны: если у компании есть бюджет на развитие сети и тренды диктуют взлет, а компания улучшает свой продукт, то шансы завоевать рынок и сердца украинцев есть у всех.
Хочу поделиться еще одним интересным умозаключением. Раньше (до 2015 года) в сетях люди шли к людям. Подозреваю, что после того, как бренды пошли к людям, произошла обратная реакция: люди идут туда, где бренды. Сети стали каналом коммуникации и между такими разными представителями. И это общение дарит массу взаимовыгод и той, и другой стороне.
Бренды стремятся в Facebook и Instagram, которые особенно хороши для маркетинга, если целевая аудитория попадает в категорию миллениалов и поколения Z, такой вывод сделали в отчете Social Bakers social media trends.