UA
RU

Пять аспектов американской арт-индустрии

Редагувати переклад
Искусствовед Анна Коршун продолжает знакомить читателей Marie Claire с миром современного искусства.

Нью-Йорк и США в целом являются центром притяжения многих творческих людей, которые приезжают сюда работать и обучаться из разных стран мира. Не удивительно, что начиная с 1960-х Нью-Йорк стал мировой столицей современного искусства. Художники создают здесь смелые проекты, а арт-инфраструктура обеспечивает многим из них возможность презентовать свое творчество публике как в Соединенных Штатах, так и за их пределами.

1. Производство промышленных масштабов

Пять аспектов американской арт-индустрии-Фото 1

Энди Уорхол

В 1960-х Энди Уорхол превратил свою студию в Нью-Йорке в «Фабрику», вернее, организовал мастерскую в помещении промышленного цеха. «Фабрика» четыре раза меняла адрес, но это всегда были большие, просторные пространства. В них Уорхол поставил на поток производство работ, привлекая к процессу многочисленных ассистентов, которые делали монотонную работу, тиражируя изображения в технике шелкографии.

Читайте также: PINCHUKARTCENTRE ПЕРЕХОДИТЬ В ОНЛАЙН НА ЧАС КАРАНТИНУ

«Фабрика» Энди Уорхола очень быстро стала не только производственной площадкой, но и культовым местом, куда стремились попасть многие. На постоянных вечеринках можно было встретить Мика Джаггера, Трумана Капоте, Боба Дилана, Джима Моррисона и других именитых гостей. «Фабрика» стала местом рождения уникальных проектов и коллабораций, как, например, артхаусные фильмы Уорхола или продюсирование арт-роковой группы The Velvet Underground.

Многое из того, что создавалось Уорхолом и было новаторством, спустя десятилетия в современной американской и мировой арт-индустрии стало явлением вполне распространенным. Современные художники нередко работают в мастерских промышленных размеров, привлекая целые команды специалистов.

Пять аспектов американской арт-индустрии-Фото 2

Rabbit, Джефф Кунс

Например, в студии современного американского художника Джеффа Кунса, чья скульптура «Кролик» в 2019-м на аукционе Christie’s была продана за 91 млн долл. трудятся сотни специалистов разного профиля. Это структурированная компания, где каждый отвечает за свой участок работы. В отделе картин, в частности, воссоздаются знаменитые произведения итальянского ренессанса, барокко и концептуальные элементы к ним, которые создают новые смыслы и версии прочтения классики. В студии Кунса можно встретить молодых художников, которые набираются опыта, и тех, кому необходимо зарабатывать, чтобы продолжать свой личный творческий путь.

2. Коммерческая инфраструктура

Арт-индустрия постоянно развивается и роли перераспределяются. В конце девятнадцатого века мнение авторитетного арт-критика способствовало продвижению художника, которого тут же подхватывали дилеры и успешно размещали в коллекции своих клиентов. Начиная же с середины двадцатого века схема «арт-критик – дилер» как основа для успешной карьеры художника сменяется на «дилер – коллекционер». И сейчас это актуально.

Читайте также: ЖЕНЩИНЫ ИЗ МИРА ИСКУССТВА: ЛЮБА МИХАЙЛОВА

Коллекционеры редко покупают работы напрямую у художников –  в основном, это происходит при помощи дилеров и галеристов. Поэтому для художника так важно найти галерею, которая будет с ним работать и представлять. Как правило, в Нью-Йорке галеристы открыты к диалогу.

Пять аспектов американской арт-индустрии-Фото 3

Pace

Однако художнику важно понимать, с кем ему лучше начинать сотрудничество, в частности, кто сможет правильно презентовать его творчество и развивать карьеру. Влияние арт-дилеров, которые в большинстве случаев являются владельцами галерей как в США, так и в других странах, зависит от количества знаковых, успешных проектов, связей с коллекционерами, способности формировать рынок. Так, работы Лой Холлоуэй моментально взлетели в цене после того, как она заключила контракт с влиятельной галереей «Пейс» (Pace).

3. Ярмарки и презентации

Пять аспектов американской арт-индустрии-Фото 4

Art Basel

Сотрудничество с системным арт-дилером нередко создает дополнительную нагрузку для художника: он должен быть максимально включен в серию мероприятий, которые выполняют маркетинговую функцию. Как правило, галереи делают групповые или соло-выставки художника, а также выставляют работы на различных арт-ярмарках: от крупных международных, например, «Фриз» (Frieze Art Fair) и «Арт-Базель» (Art Basel), до локальных и небольших, которые обычно едва ли не еженедельно проходят в разных странах мира.

Читайте также: ПЯТЬ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ, РАБОТЫ КОТОРЫХ ВПЕЧАТЛЯЮТ СВОЕЙ СМЕЛОСТЬЮ

Такие выставки в большинстве случаев являются источником дохода и привлечения новых клиентов в галерею. Например, в «Арт-Базель» принимают участие около 300 успешных галерей со всего мира. Такое сосредоточение очень привлекательно для коллекционеров, независимых дилеров, кураторов и критиков, ведь на подобных торговых шоу тысячи работ абсолютно разных артистов представлены под одной крышей на стендах лидирующих галерей. Благодаря этому коллекционеры и независимые дилеры могут открыть для себя новые таланты, найти и приобрести то, что давно хотели. На арт-ярмарках большой трафик профильных посетителей, что дает возможность галеристам находить новых партнеров и заключать сделки.

4. Мультимедийность, сотрудничество с кино-, IT-индустриями

Довольно часто для того, чтобы создать свои работы, американские художники взаимодействуют с другими компаниями и производствами.

Пять аспектов американской арт-индустрии-Фото 5

Artists, Friends, Racists, Джордан Уолфсон

Например, молодой американский художник Джордан Уолфсон (Лос-Анджелес) для реализации своего творческого замысла часто использует высокотехнологичное оборудование, программирование, мультипликации и компьютерный дизайн. Для своей последней работы «Артисты, Друзья, Расисты» (Artists, Friends, Racists) он использовал HYPERVSN 3D: голографические дисплеи, на которых воспроизводился ряд изображений, (микс мультипликации и фотографии). Мультипликации создавались под его руководством на одной из голливудских студий, а дисплеи, напоминающие небольшие вентиляторы, успешно используются для проекции рекламы в Южной Корее и других азиатских странах.

Кара Уокер, которая считается одной из самых сложных, провокационных и продуктивных американских художниц своего поколения, использует современные технологии в процессе создания работ. Она создает макеты крупномасштабных скульптур на 3D-принтерах прежде чем перейти к созданию финальной версии своих произведений, которые могут быть сделаны из разных материалов — от сахара, пробки, дерева, металла до материалов вторичной переработки.

Читайте также: СВЕТ И ПРОСТРАНСТВО: КАК КАЛИФОРНИЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ СОЗДАЮТ У ЗРИТЕЛЯ ОЩУЩЕНИЕ ПАРАДОКСА

5. Спонсоры и покровители

Музеи в США и Европе имеют поддержку со стороны благотворителей и попечителей.

Покровительство музеям считается престижным делом, которое дает эксклюзивный доступ к коллекциям (можно насладиться любимыми экспонатами в полном одиночестве); близкое общение с кураторами и художниками; приглашения на закрытые вечеринки и благотворительные вечера. Кроме этого, за щедрость меценаты могут получать членство в совете директоров. Так же попечителям предоставляются особые налоговые льготы, что является очень приятным финансовым бонусом к такой благородной миссии как развитие культурного фонда страны.

Поддержка со стороны благотворителя осуществляется как в виде прямых финансовых влияний на покупку определенных работ в коллекцию или на осуществление специальных проектов и выставок, так и путем дарения произведений искусства из своих коллекций или же купленных по просьбе музея. Довольно часто подобные вещи совершаются инкогнито, но попечители всегда получают возможность представить себя публично — от упоминания в ежегодном отчете до почетного звания посла музея. С другой стороны, считается некорректным проводить выставки, состоящие только из коллекции, принадлежащей одному обладателю или одной семье.

Читайте также: СПОСОБЫ ПОНИМАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА: ВЗГЛЯД ХУДОЖНИКА

Несмотря на то, что подобная система поддержки со стороны благотворителей является жизненно важной для музеев, есть в ней и «слабые стороны». В первую очередь, это наличие предпосылок для зависимости музея от спонсора. И хотя большинство директоров обязуются поддерживать независимость и держать искусство подальше от желаний спонсоров, для сохранения баланса интересов им приходится быть виртуозными мастерами. Ведь сохранить миссию и квалификацию видение команды музея не менее важно, чем учесть интересы благотворителя.

Более того, если институт спонсорства начинает входить в прямой конфликт с ценностями команды музея, последний разрывает отношения с попечителем.

Пять аспектов американской арт-индустрии-Фото 6

Whitney Museum of American Art

Пару лет назад разразился скандал с Музеем американского искусства Уитни (Whitney Museum of American Art). Общественность и представители творческих профессий выступили против участия Уоррена Кендерса в совете директоров учреждения и, следовательно, против его финансовой поддержки. Он пожертвовал музею более 10 миллионов долларов в течение последних 15 лет.

Скандал совпал с Биеннале, которое является самой важной и престижной выставкой для молодых художников в США. В итоге, 8 из участвующих художников попросили руководство музея убрать их работы с выставки в поддержку публичных протестов против Уоррена Кендерса и его участия в жизни культурного учреждения. В одном из таких протестов участвовало более 200 человек.

Протест возник после появления информации о том, что одним из источников дохода Уоррена Кендерса было производство оружия, в частности, слезоточивого газа, который использовался против нелегальных иммигрантов, пытавшихся пересечь границу Мексики и США. Протесты начались в ноябре 2018-го и закончились в июле 2019-го, когда Кендерс ушел в отставку с позиции вице-президента совета директоров музея.

Пять аспектов американской арт-индустрии-Фото 7

Лувр

Аналогичным образом музеи в разных странах мира отказались от финансовой поддержки семьи Саклер. Как оказалось, состояние семьи было построено на компании «Purdue Pharma», связанной с производством опиодных лекарств и их популяризацией, что влекло за собой серьезные последствия для здоровья людей, включая зависимость. От пожертвований семьи Саклер отказались Музей Метрополитен и Гуггенхайм (Нью-Йорк), Лувр (Париж), Тейт и Национальная Портретная галерея (Лондон). Во многих из этих музеев были целые комнаты, если не отделы, носившие имя семьи Саклер, что говорит о грандиозных финансовых вливаниях с их стороны.

Читайте также: 5 ЖИЗНЕННЫХ УРОКОВ ОТ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ

Тейт также отказался от финансовой поддержки компании BP (British Petrolium). Прошлый, 2019 год, музей провел под эгидой повышения осведомленности публики о климатических изменениях. ВР является одной из лидирующих нефтедобывающих компаний со всеми вытекающими последствиями для окружающей среды. В связи с этим Тейт не захотел ассоциироваться с подобной компанией и отказался от их пожертвований, что составляло около 4,5 миллионов долларов.

Анна Коршун (Christie’s Education New York, член Tate North American Acquisition Commitee), экспертно-коммуникационная группа «Импульс» и команда Marie Claire Ukraine готовят для читателей специальную серию публикаций о современном искусстве.

Статьи по теме