Спецпроекты now:

Ради чего стоит поехать на Венецианскую биенналеРади чего стоит поехать на Венецианскую биенналеРади чего стоит поехать на Венецианскую биенналеРади чего стоит поехать на Венецианскую биеннале
Общество

Ради чего стоит поехать на Венецианскую биеннале

Венецианская биеннале – грандиозное событие, благодаря которому каждую вторую весну классическое искусство Венеции встречается с современным мировым. Александра Кривуля рассказывает, что интересного мы увидим в этом году.

Венецианская биеннале 2017

Время и место

С 13 мая по 26 ноября 2017 года на территории Венецианских садов, Арсенала и на улочках в историческом центре Венеции разместятся 85 национальных павильонов. Подавляющее большинство художников (102 из 120) будут абсолютными новичками на биеннале. Этот форум мирового искусства существует уже более ста лет, и за это время здесь выставлялись все те новаторы и провокаторы своего времени, имена которых сегодня знают даже дети: Анри Матисс, Густав Климт, Амедео Модильяни, Сальвадор Дали, Джексон Поллок, Дэмиен Херст. 

Лейтмотив

Темой 57-й Венецианской биеннале стала фраза Viva Arte Viva («Да здравствует живое искусство»). Куратор Кристин Марсель (кстати, четвертая женщина, возглавляющая Венецианскую биеннале за всю ее историю и уже 17 лет курирующая парижский Центр Помпиду) трактует ее так: «Это биеннале, созданная художниками для художников и при участии художников. Она о формах, которые предлагают художники, о вопросах, которые они поднимают, о практиках, которые они разрабатывают, и о способах жизни, которые они выбирают». Проще говоря, Viva Arte Viva не ограничивает идеи участников, а, наоборот, дает им возможность творить в любом направлении.

Кристин Марсель

По задумке Кристин, все работы, принимающие участие в форуме, складываются в одно путешествие, разбитое на девять остановок: Павильон художников и книг, Павильон радости и страха, Павильон общности, Павильон Земли, Павильон традиций, Павильон шаманов, Дионисийский павильон, Павильон цвета, Павильон времени и бесконечности. Для Кристин Марсель важно, чтобы зрители, переходя от одной остановки к другой, забыли о национальных различиях между павильонами.

Марк Брэдфорд

Карта павильонов: наш топ-5

США
Идеолог американского павильона – художник-абстракционист Марк Брэдфорд, который называет свои работы-коллажи психогеографическими. Зритель прокладывает по ним путь, как по картам, только роль города в данном случае играет настроение. Венецианский проект Брэдфорда «Завтра – это еще один день» будет неожиданным для ценителей творчества художника: он посвящен маргинальным личностям и негативному отношению к ним в социуме. В рамках биеннале Брэдфорд будет помогать заключенным в Венеции продавать продукцию, которую они производят в тюрьмах. 

Венецианская биеннале Исландия

Исландия
Эта страна решила выделиться по-своему: по словам художника Эгилля Сайбьернссона, вместо него «творить искусство» будут два фольклорных персонажа – немного злобные, но смешные тролли Уг и Бугар. Вы даже можете найти их в Instagram (@icelandicpavilion). С помощью проекций звука и света Сайбьернссон и его тролли оживят неодушевленные предметы: ластик начнет летать, камни – петь, а дамские сумочки – танцевать. Цель работы, которая носит название «Вне контроля в Венеции» – заставить людей задуматься о том, кто руководит нашими действиями, знаниями, мыслями и даже силой воображения. 

Франция
Ксавье Велан работает над проектом «Мюзикл Мерцбау»: это намек на творчество немца Курта Швиттерса, придумавшего термин «мерц», предполагающий создание связей между всеми существующими на свете вещами, а именно: искусством и не-искусством. По замыслу Велана, который намерен использовать дерево и ткань, французский павильон превратится в масштабную студию звукозаписи. Десятки музыкантов представят в ней свое творчество, да и зрители смогут сыграть на самых необычных музыкальных инструментах – многие из них специально придуманы для проекта.

Анне Имхоф

Германия
Павильон ФРГ стоит посетить только ради знакомства с творчеством Анне Имхоф. Цель ее перформанса – создать зеркальное отражение нашего общества. Только представьте: светлое помещение, в котором скучают и бродят без дела подростки. Кто-то свернулся калачиком в спальном мешке, кто-то полулежит в кресле, кто-то «зависает» в соцсетях. По словам Анне, эти молодые люди – уже не уникальные личности, они превратились в цифровые продукты с шаблонными мыслями и суждениями. 

Ирак
В этом году большие дискуссии разгорелись вокруг участия Ирака в Венецианской биеннале. А точнее, тех произведений искусства, которые прежде ни разу не экспонировались за пределами страны. Кроме работ современных художников, в павильоне, названном «Архаика», Национальный музей Ирака представит медицинские артефакты, статуи, игрушки и кувшины, созданные более 7 тысяч лет назад. В 2003 году музей был разграблен американскими солдатами. Только вдумайтесь: из 15 тысяч похищенных экспонатов удалось вернуть лишь около 4 тысяч. Подобное варварство в ХХІ веке сложно представить.

Борис Михайлов Парламент

Украинский «Парламент»
Наша страна примет участие в биеннале в девятый раз. В этом году кураторами украинского павильона стали представители американского музея Dallas Contemporary Питер Дорошенко и Лилия Куделя. Исполнительный директор музея Дорошенко был комиссаром украинского павильона в 2007 и 2009 годах и директором PinchukArtCentre, а выпускница Киево-Могилянской академии Куделя еще недавно руководила отделом внешних коммуникаций в «Мыстецьком Арсенале». 

Они представят проект одного из первых украинских фотографов-документалистов Бориса Михайлова. Этот харьковчанин снимает не столько людей, сколько их проблемы: социальные, политические. После распада Советского Союза он выпустил цикл с 500 снимками бездомных и людей, которые не смогли найти свое место в новых реалиях. Сейчас Борис живет и работает в Берлине, а его работы можно встретить в коллекциях крупнейших мировых музеев, в том числе Нью-йоркском музее современного искусства, Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Современной галерее Тейт, Музее Виктории и Альберта (Лондон), Городском музее (Амстердам), Новой пинакотеке (Мюнхен). Поэтому появление столь значимой для украинской современной фотографии фигуры на Венецианской биеннале – символический момент для нашей страны, потому что влияние ее творчества глобально и давно вышло за рамки украинского контекста. «Проект Михайлова в Украинском павильоне – это поразительное превращение художника-хроникера советского общества в оракула, который предугадал будущее постинформационного пространства», – подчеркнула куратор Лилия Куделя.

Выставка «Парламент» состоит из абстрактных, распадающихся фотопортретов политиков, которые Михайлов и его жена Вита делали с экрана телевизора во время прямых трансляций. Кроме фотоаппарата, они использовали антенну, с помощью которой создавались глитчевые изображения (цифровые и аналоговые помехи). «Экспозиция украинского павильона будет производить впечатление вибрирующих визуальных ударов, благодаря которым мы сможем посмотреть на себя c другой перспективы, – говорит Куделя. – Серия “Парламент”, начатая Михайловым в 2014 году, – это симптом невротического масс-медийного общества, который предшествовал диагнозу под названием “мир постправды”». 

Поддержат Михайлова молодые украинцы: Иван Светличный и арт-группа SVITER с аудиопроектом, арт-группа «Жужжалка» с издательским проектом и дизайнер Антон Белинский с презентацией капсульной коллекции одежды. Все эти работы выстроены так, чтобы тем или иным образом перекликаться с основной темой украинского павильона – парламентом. В Интернете понаблюдать за проектом можно на сайте ukrainianpavilion2017.org или в Instagram (@ukrainianpavilion2017). 

Фото: архивы пресс-служб

Пять причин посмотреть новый фильм Гая Ричи

Фотокнига Алекси Любомирски

Beissoul & Einius о новом альбоме A Secret Contract

  • sustainability
  • новый номер
  • Печатные версии журналов
  • MC Shop
  • Феминизм от А до Я



Понравилась статья? Оцените:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...