Спецпроекты now:

Ради чего стоит поехать на Венецианскую биеннале - 560x88 Ради чего стоит поехать на Венецианскую биеннале - 186x44 Ради чего стоит поехать на Венецианскую биеннале - 147x44
Общество

Ради чего стоит поехать на Венецианскую биеннале

Венецианская биеннале – грандиозное событие, благодаря которому каждую вторую весну классическое искусство Венеции встречается с современным мировым. Александра Кривуля рассказывает, что интересного мы увидим в этом году.

Венецианская биеннале 2017

Время и место

С 13 мая по 26 ноября 2017 года на территории Венецианских садов, Арсенала и на улочках в историческом центре Венеции разместятся 85 национальных павильонов. Подавляющее большинство художников (102 из 120) будут абсолютными новичками на биеннале. Этот форум мирового искусства существует уже более ста лет, и за это время здесь выставлялись все те новаторы и провокаторы своего времени, имена которых сегодня знают даже дети: Анри Матисс, Густав Климт, Амедео Модильяни, Сальвадор Дали, Джексон Поллок, Дэмиен Херст. 

Лейтмотив

Темой 57-й Венецианской биеннале стала фраза Viva Arte Viva («Да здравствует живое искусство»). Куратор Кристин Марсель (кстати, четвертая женщина, возглавляющая Венецианскую биеннале за всю ее историю и уже 17 лет курирующая парижский Центр Помпиду) трактует ее так: «Это биеннале, созданная художниками для художников и при участии художников. Она о формах, которые предлагают художники, о вопросах, которые они поднимают, о практиках, которые они разрабатывают, и о способах жизни, которые они выбирают». Проще говоря, Viva Arte Viva не ограничивает идеи участников, а, наоборот, дает им возможность творить в любом направлении.

Кристин Марсель

По задумке Кристин, все работы, принимающие участие в форуме, складываются в одно путешествие, разбитое на девять остановок: Павильон художников и книг, Павильон радости и страха, Павильон общности, Павильон Земли, Павильон традиций, Павильон шаманов, Дионисийский павильон, Павильон цвета, Павильон времени и бесконечности. Для Кристин Марсель важно, чтобы зрители, переходя от одной остановки к другой, забыли о национальных различиях между павильонами.

Марк Брэдфорд

Карта павильонов: наш топ-5

США
Идеолог американского павильона – художник-абстракционист Марк Брэдфорд, который называет свои работы-коллажи психогеографическими. Зритель прокладывает по ним путь, как по картам, только роль города в данном случае играет настроение. Венецианский проект Брэдфорда «Завтра – это еще один день» будет неожиданным для ценителей творчества художника: он посвящен маргинальным личностям и негативному отношению к ним в социуме. В рамках биеннале Брэдфорд будет помогать заключенным в Венеции продавать продукцию, которую они производят в тюрьмах. 

Венецианская биеннале Исландия

Исландия
Эта страна решила выделиться по-своему: по словам художника Эгилля Сайбьернссона, вместо него «творить искусство» будут два фольклорных персонажа – немного злобные, но смешные тролли Уг и Бугар. Вы даже можете найти их в Instagram (@icelandicpavilion). С помощью проекций звука и света Сайбьернссон и его тролли оживят неодушевленные предметы: ластик начнет летать, камни – петь, а дамские сумочки – танцевать. Цель работы, которая носит название «Вне контроля в Венеции» – заставить людей задуматься о том, кто руководит нашими действиями, знаниями, мыслями и даже силой воображения. 

Франция
Ксавье Велан работает над проектом «Мюзикл Мерцбау»: это намек на творчество немца Курта Швиттерса, придумавшего термин «мерц», предполагающий создание связей между всеми существующими на свете вещами, а именно: искусством и не-искусством. По замыслу Велана, который намерен использовать дерево и ткань, французский павильон превратится в масштабную студию звукозаписи. Десятки музыкантов представят в ней свое творчество, да и зрители смогут сыграть на самых необычных музыкальных инструментах – многие из них специально придуманы для проекта.

Анне Имхоф

Германия
Павильон ФРГ стоит посетить только ради знакомства с творчеством Анне Имхоф. Цель ее перформанса – создать зеркальное отражение нашего общества. Только представьте: светлое помещение, в котором скучают и бродят без дела подростки. Кто-то свернулся калачиком в спальном мешке, кто-то полулежит в кресле, кто-то «зависает» в соцсетях. По словам Анне, эти молодые люди – уже не уникальные личности, они превратились в цифровые продукты с шаблонными мыслями и суждениями. 

Ирак
В этом году большие дискуссии разгорелись вокруг участия Ирака в Венецианской биеннале. А точнее, тех произведений искусства, которые прежде ни разу не экспонировались за пределами страны. Кроме работ современных художников, в павильоне, названном «Архаика», Национальный музей Ирака представит медицинские артефакты, статуи, игрушки и кувшины, созданные более 7 тысяч лет назад. В 2003 году музей был разграблен американскими солдатами. Только вдумайтесь: из 15 тысяч похищенных экспонатов удалось вернуть лишь около 4 тысяч. Подобное варварство в ХХІ веке сложно представить.

Борис Михайлов Парламент

Украинский «Парламент»
Наша страна примет участие в биеннале в девятый раз. В этом году кураторами украинского павильона стали представители американского музея Dallas Contemporary Питер Дорошенко и Лилия Куделя. Исполнительный директор музея Дорошенко был комиссаром украинского павильона в 2007 и 2009 годах и директором PinchukArtCentre, а выпускница Киево-Могилянской академии Куделя еще недавно руководила отделом внешних коммуникаций в «Мыстецьком Арсенале». 

Они представят проект одного из первых украинских фотографов-документалистов Бориса Михайлова. Этот харьковчанин снимает не столько людей, сколько их проблемы: социальные, политические. После распада Советского Союза он выпустил цикл с 500 снимками бездомных и людей, которые не смогли найти свое место в новых реалиях. Сейчас Борис живет и работает в Берлине, а его работы можно встретить в коллекциях крупнейших мировых музеев, в том числе Нью-йоркском музее современного искусства, Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Современной галерее Тейт, Музее Виктории и Альберта (Лондон), Городском музее (Амстердам), Новой пинакотеке (Мюнхен). Поэтому появление столь значимой для украинской современной фотографии фигуры на Венецианской биеннале – символический момент для нашей страны, потому что влияние ее творчества глобально и давно вышло за рамки украинского контекста. «Проект Михайлова в Украинском павильоне – это поразительное превращение художника-хроникера советского общества в оракула, который предугадал будущее постинформационного пространства», – подчеркнула куратор Лилия Куделя.

Выставка «Парламент» состоит из абстрактных, распадающихся фотопортретов политиков, которые Михайлов и его жена Вита делали с экрана телевизора во время прямых трансляций. Кроме фотоаппарата, они использовали антенну, с помощью которой создавались глитчевые изображения (цифровые и аналоговые помехи). «Экспозиция украинского павильона будет производить впечатление вибрирующих визуальных ударов, благодаря которым мы сможем посмотреть на себя c другой перспективы, – говорит Куделя. – Серия “Парламент”, начатая Михайловым в 2014 году, – это симптом невротического масс-медийного общества, который предшествовал диагнозу под названием “мир постправды”». 

Поддержат Михайлова молодые украинцы: Иван Светличный и арт-группа SVITER с аудиопроектом, арт-группа «Жужжалка» с издательским проектом и дизайнер Антон Белинский с презентацией капсульной коллекции одежды. Все эти работы выстроены так, чтобы тем или иным образом перекликаться с основной темой украинского павильона – парламентом. В Интернете понаблюдать за проектом можно на сайте ukrainianpavilion2017.org или в Instagram (@ukrainianpavilion2017). 

Фото: архивы пресс-служб

Пять причин посмотреть новый фильм Гая Ричи

Фотокнига Алекси Любомирски

Beissoul & Einius о новом альбоме A Secret Contract




Понравилась статья? Оцените:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...