Закрыть
UA
Костюми в українських постановках
Культура

За высокими портьерами: кто создает костюмы самых успешных украинских постановок

Как костюмы влияют на восприятие театральных постановок. Кто отвечает за стиль героев самых успешных украинских спектаклей и как создаются сценические образы?

Поделись:

Как костюмы влияют на восприятие театральных постановок. Кто отвечает за стиль героев самых успешных украинских спектаклей и как создаются сценические образы?

Костюмы в украинских постановках

Костюмы для зрителя не менее важны, чем актерский состав и режиссерское видение.

Костюмы для зрителя не менее важны, чем актерский состав и режиссерское видение. Кто отвечает за образы героев самых успешных украинских постановок? Роман Тимофеев знакомит нас с художниками костюмов в театре и кино.

Татьяна Овсийчук

Татьяна Овсийчук

Татьяна Овсийчук

Создавала костюмы для спектаклей «Карьера Артуро Уи, которую можно было остановить», «Калигула», «Бесталанная» и «Мария Стюарт» в Театре имени Франко. Лауреат Шевченковской премии 2024 года за костюмы и сценографию к спектаклю «Конотопская ведьма» Ивана Урывского.

В театральную профессию я пришла сознательно, ведь мой путь начался с детской художественной школы и первого образования как реставратора живописи. Впоследствии меня захватил театр своей многогранностью сочетания различных направлений искусства, поэтому я поступила в художественную академию на факультет сценографии.

Костюмы в украинских постановках

«Конотопская ведьма»

«Конотопская ведьма» была моей магистерской работой в академии, и я долго искала решение для сценографии и костюмов. От проекта, который я защищала на магистратуре, в постановке Театра имени Франко осталось только перекати-поле — все остальное я изменила во время работы и диалога с режиссером Иваном Урывским. Мой мудборд состоял из воспоминаний детства, дома бабушки с дедом, их семейных фото, моего ощущения мира, когда они были живы, наблюдений за народными традициями.

Референсом к свадебному наряду в «Конотопской ведьме» были фотографии со свадьбы моих деда и бабы, живших на Ровенщине. Конечно, все костюмы обработаны моим воображением, но хотелось сохранить этнические силуэты и элементы. Эстетика спектакля — это то, как лично я чувствую нашу культуру.

Мудборд

Референсом к свадебному наряду в «Конотопской ведьме» были семейные фотографии.

Создаю картинку на сцене с прицелом на собственный вкус. То есть делаю так, чтобы и мне было интересно — наблюдать, проживать, открывать, ведь я также зрительница и часто смотрю свои спектакли. Никто из нас даже не ожидал, что это станет популярным в соцсетях. Некоторые наши спектакли были созданы до театрального бума, а сейчас отрывки видео из них набирают много просмотров. По нескольким спектаклям мы вообще не надеялись, что они будут продаваться. Это невозможно спрогнозировать. Собирается команда, мы все делаем свою работу честно и откровенно, самоотверженно, а дальше рождается спектакль и начинает жить своей жизнью. Он может стать популярным, а может не стать, и это нормальный процесс для творческой работы. Главное, чтобы спектакль был живым, а для этого должно сойтись очень много факторов.

С детства меня угнетала шароварщина спектаклей по украинской классике, оставляя послевкусие неполноценности и странные рефлексии. Спрашивала себя: неужели это моя культура? Почему эта эстетика отличается от той, которую я видела в аутентичных селах Украины? Почему она какая-то слишком яркая, пластиковая, даже карикатурная? Конечно, со временем нашлись ответы на все вопросы. И сейчас мне важно выходить из спектаклей с другим послевкусием, чувствовать уважение к своей культуре, открывать ее силу с каждой постановкой классических украинских произведений. Воспитывать такое отношение в себе и передавать через мои работы другим.

Дария Белая

Дария Белая

Дария Белая

Театральная художница, автор и иллюстратор серии детских книг о Мистере Подушку. Отвечала за костюмы и декорации мюзикла «Кабаре», оперы «Травиата», балета «Пахита», «Лебединое озеро» и др. Основательница и дизайнер бренда MY THEATRE by Dariia Bila

В профессию я пришла из-за любопытства и желания творить. Это был случайный выбор, но абсолютно правильный. Я родилась в семье архитектора и с детства наблюдала, как отец создает проекты. В конце концов решила поступить в театрально-художественный колледж на факультет сценографии, ведь именно в театре могу полностью реализовать творческий потенциал.

Главным моим вдохновением всегда был отец. Восприятие прекрасного и самоотверженность творчеству, которая была его жизнью, сформировали мое мировоззрение. Значительное влияние на мое профессиональное становление имел и учитель — Шулик Иван Иванович, который открыл для меня мир театра и влюбил в него.

Не существует разделения на режиссера, художника или актеров. Мы вместе создаем спектакль, поэтому важно вовлекаться во все процессы. Я часто посещаю репетиции или смотрю их в видеозаписи, чтобы понять динамику сцены и атмосферу. Работаю с материалом: читаю пьесу, слушаю музыку, погружаюсь в тему, изучаю контекст.

Костюмы в украинских постановках

«Кабаре»

<Самый эмоциональный моментсоздание эскизов. Стараюсь максимально точно прочувствовать и передать каждую деталь, каждый элемент, чтобы они работали на образ и идею спектакля. Изготовление декораций и костюмов имеет свои вызовы: времени не хватает, чего-то всегда не хватает, и я практически живу на работе.

Для меня костюм — не просто одежда на актере. Это полноценный образ, раскрывающий характер и жизненную историю персонажа, поэтому каждая ткань, каждая деталь — неслучайна, ведь делает его живым, понятным. Как художник создаю не только костюмы, но и целостную сценографию, чтобы образ персонажа гармонично взаимодействовал с пространством и передавал глубокий смысл. Например, в «Кабаре» есть сцены с зеленым кожаным диваном. Этот предмет роскоши остался у владелицы с ее молодых лет — беззаботной богатой жизни. Если присмотреться, заметите, что на ней платье из той же ткани, что и диванные подушки. Эта визуальная связь подчеркивает ностальгию по наполненному счастьем прошлому, однако ее образ транслирует важную идею: пережив трудности, она научилась ценить настоящее, невзирая на возраст и обстоятельства.

MY THEATRE by Dariia Bila

После работы над спектаклем «Кабаре» Дария Била поняла, что созданные образы должны жить вне сцены.

Бренд MY THEATRE by Dariia Bila возник из моих театральных работ. Идея давно зрела у меня, но казалось, что все уже есть. Только после работы над спектаклем «Кабаре» поняла, что образы, которые я создала, должны жить вне сцены. MY THEATRE — квинтэссенция моего театрального опыта, накопленного за более чем 17 лет. Мой бренд не закрывает потребности, он открывает возможности для самовыражения. Это история на пересечении моды, искусства и театра. Клиенты моего бренда — люди, которые ищут не просто модную одежду, а нечто большее: возможность выразить свою индивидуальность и погрузиться в творчество.

Дмитрий Курята

Дмитрий Курята

Дмитрий Курята

<Театральный художник, который работал над проектами Раду Поклитару — «Дискриминация», «Маленький принц», «Пиковая дама». Разрабатывал костюмы для участников шоу «Танцы со звездами», «Украина имеет талант» и национального отбора «Евровидения»; сериала «Крепостная»

С детства увлекался рисованием, но никогда не видел себя за мольбертом. Более 12 лет я занимался петриковской росписью, учился в художественной школе. Впоследствии поступил в КНУТД на художественное моделирование костюма. В 2008-м занял второе место в конкурсе «Сезоны моды — взгляд в будущее», получил приз — стажировку в Нидерландах. Так моими красками стали ткани, а линиями рисунков — конструкции и отделка костюмов.

<Не делаю зарисовок. Всегда держу все в голове — со временем идеи сами выливаются на лист. Работа над проектом начинается со сценария, синопсиса. Мне важна и музыка как эмоционально самая весомая составляющая сценического искусства.

Костюмы в украинских постановках Дмитрий Курята эскизы

В костюме за эмоции отвечает цвет — это первое, что видит зритель.

В костюме за эмоции отвечает цвет. Это первое, что видит зритель. Шепот, марш, вальс — все имеет свою цветовую окраску.

Удобство— главное для костюмов балета, акробатики, танца, цирка. Пусть визуально костюм сверхсложный — артист должен чувствовать себя, как в тренировочной форме.

Бакст, Экстер, Ламанова — для меня иконичны. Украинская (не советская, а именно украинская!) история балета только формируется. Широкому зрителю уже известно имя Варвары Каринской, оскароносной художницы по костюмам, харьковчанки, эмигрировавшей в США и ставшей там первой леди театрального костюма.

<Всегда стараюсь заложить подтекст в код костюма. И не сразу раскрываю это режиссеру. Так, например, было с балетом «Долгий рождественский обед» Раду Поклитару. Через пять лет после премьеры в Киеве мы готовили его для труппы Сербской национальной оперы в Белграде — только там я объяснил Раду, насколько важно, чтобы последовательность цветов героинь была именно такой, какой она есть в оригинальной версии, а не другой. Речь идет об истории семьи, в которой женщины играли чрезвычайно важную роль, поэтому праматерь рода носила костюм глубокого бордового оттенка, и пройдя всю палитру красных оттенков, ее праправнучка, не давшая жизни следующему поколению, имеет едва заметный бледно-розовый оттенок — как символ угасания рода.

Костюмы в украинских постановках Дмитрий Курята костюмы

Спектакль должен быть единым организмом. Отделяется какая-то составляющая — значит, что-то не получилось.

Лучший комплимент: «Какой хороший спектакль!» Когда говорят, «костюмы были хорошие», всегда расстраиваюсь. Спектакль должен быть единым организмом. Отделяется какая-то составляющая — значит, что-то не получилось.

Сегодня все в театральной жизни происходит вопреки, а не благодаря. Сейчас очень много разных спектаклей, постановок, арт-проявлений. Этот процесс продолжается. И это хорошо. Художники творят историю украинского театра здесь и сейчас. В декабре в Киеве состоится премьера Сумского драматического театра, ведь из-за войны невозможно собирать зрительные залы в Сумах.

Мечтаю создать костюмы для украинского фэнтези. Именно по нашей мифологии, истории, колориту. Чтобы это был полнометражный фильм для большого экрана, где зритель рассмотрит каждый стежок, каждую складочку, вышивку, плетение тканей.

Автор: Роман Тимофеев

Фото: личные архивы Татьяны Овсийчук, Дарьи Белой, Дмитрия Куряты

Полную версию материала читайте в зимнем номере Marie Claire Ukraine

Следите за новостями в