25 апреля в избранных кинотеатрах Украины вышла французская мелодрама « Ночные незнакомцы», которая впервые была представлена зрителям прошлогоднего Каннского кинофестиваля. Там ее показывали в программе «Особый взгляд» – второй по значимости после основного конкурса. Лентку снял Алекс Лутц, более известный своими актерскими работами: например, в фильмах «Романтик» или «Афера доктора Нока». Как режиссер он привлек к себе внимание своей картиной 2018 «Ги» — она не была дебютом художника, и именно она принесла номинации на престижные кинонаграды «Люмьер» и «Сезар». Marie Claire удалось получить комментарии Алекса Лутца, также сыгравшего в собственной ленте главную роль.Фильм рассказывает о неожиданном знакомстве двух людей: оно начинается с громкой ссоры в метро, но внезапно оборачивается романтическими чувствами. И вот эти двое уже проводят безмятежную ночь, прогуливаясь под французским небом. Очень скоро герои обнаруживают, что не так уж они и незнакомцы. Когда у вас возникла идея этого фильма?
Этот проект существовал еще до «Ги», хотя на самом деле я и не собирался его начинать. Маленьким зернышком, из которого проросла идея фильма, была сцена в метро: я стал свидетелем спора между ворвавшейся в вагон женщиной и парнем, которого она толкнула. Они кричали друг на друга несколько минут, и их крики были полны какого-то обаяния.
Я использовал определенные элементы этой сцены в фильме — например, их обмен мнениями о том, как именно они должны извиниться, и когда она спрашивает его, не с « полиции шума». В вагоне все мы — пассажиры — пересматривались, и это было определенным развлечением, потому что их риторика была действительно забавной, вплоть до той степени, что возникло впечатление, что они нравятся друг другу. Я записал это себе в блокноте. Эту встречу — «они любят фотокабинку», «они никогда больше не расстанутся» — и я тогда уже подумал, если… Если бы мне удалось это снять, то надо бы сделать это очень легко, за 24 часа, но, конечно, это было невозможно.
А потом я как-то встретился с Карин Виар, моей давней подругой. Мы поговорили об этом во время церемонии вручения премии Сезар в 2019 году, где я был благодаря Ги. Впоследствии мы встретились снова, и я рассказал ей о проекте, который должен проследить за определенной парой в течение одной ночи, начиная со ссоры до горячих объятий — в той последовательности, в которой они происходят. Я сказал ей, что мне хотелось бы сделать это технически легко, в ограниченное съемочное время.
А потом «Ги» начал свой собственный путь, потом были мои несколько актерских работ, потом я возродил свое шоу в кабаре «Фоли-Бержер»... В течение этого времени ко мне пришел финал фильма и вообще вся история – с этим финальным поворотом, раскрывающим о них определенные вещи. Поскольку эта пара осуществляет все уже в начале — то есть сначала ссорится, а потом любится — то, что происходит дальше, несмотря на их обращение на «вы», выходит на тот уровень интимности, который, собственно, меня и заинтересовал — через моменты, когда это чувство появляется или исчезает. Это дало мне ключ к финалу, изменяющему правила игры. Вдруг он придал иное значение их словам, из-за этой игры в «знакомых-незнакомых».
После обретения главной канвы фильма я начал над ней работать в надежде, что Карин Виар присоединится весьма активно — из-за моего желания показать и энергию, и усталость, ведь съемка должна была продолжаться. всего 2 недели. Не для показа определенного надрыва, но для фиксации неуверенности, размытости, которые приносит ночь. Во время бессонной ночи человек истощается, и я хотел воспроизвести это состояние во время съемки, чтобы мы это не делали в комфортных временных пределах, и чтобы это чувствовалось в фильме. Чуть-чуть как из «Ги» — здесь должно быть немного хаоса и легкости. Мне комфортно в подобной ситуации.
Продюсер фильма Дидар Домехри также продюсировала фильм Этьена Комара «В тени девушек» (À l'ombre des filles, 2021), где вы исполнили главную роль. Это тогда вы с ней познакомились?
Я говорил с ней о разных своих проектах, в том числе о следующем, который собирался сделать — «Ночных незнакомцев». Ее сразу же задело, по-настоящему. Я не сомневался, хотя мне и понравилось работать с Ури Мильштейном, с которым я сделал «Ги». Над этим сосредоточенным на влюбленной паре проектом мне хотелось поработать с женщиной-продюсершей, так же, как мне было важно, чтобы в съемочной группе было как можно больше женщин. Она очень талантливая, добросовестная и терпеливая продюсерша. Я сразу сказал ей, что хочу снимать с небольшой командой в течение короткого периода времени, и что мы должны жестко этого соблюдать. И она поняла. Это никогда не было перетягиванием каната, скорее, регулярным напоминанием. Все сцены фильма были тщательно прописаны, мы внесли всего несколько изменений между экстерьером и интерьером. В конце концов очень мало сцен было изменено.
Когда вы снимаете фильм и одновременно выполняете главную роль, находясь на площадке в каждой сцене, выбор оператора становится очень важным.
Это стало возможным благодаря Адриену Бише, который невероятно талантлив. Мне нравилось работать с ним над Ги, где он был первым ассистентом режиссера, но не только им. Он всегда находит решение, никогда не паникует – я его обожаю! Он сценарист и скоро станет режиссером. Я познакомился с ним через Ури Мильштейна, продюсера Ги, который также снимали небольшой командой. Копродюсер "Ги" Тома Сантуччи также был частью команды, работавшей над "Ночными незнакомцами". Матье Ле Ботлан, создавший прекрасные кадры для «Ги» и работающий очень быстро, был на тот момент недоступен. И тогда Адриен порекомендовал мне оператор Эпонин Момансо, которая снимала фильм Жака Одиара «Дипан» (2015), в котором мне крайне понравилось ее использование определенного «темного света». Во время съемки в зависимости от каждой сцены, что, собственно, и было преимуществом этого сценария — мы работали по расчету: один вечер — одна локация. 14 дней – это определенный вызов, но это возможно, если сцен будет мало. Студенческую вечеринку мы снимали за два вечера в одном месте, мебельный магазин — за один, еще и успели поднять немного уличных сцен. Локации располагались не очень далеко друг от друга, что облегчило передвижение съемочной группы.
Что же касается 16-го района, то, кроме моста Бир-Хаким, это та часть Парижа, которую не часто увидишь в фильмах — как рудимент эпохи, которой больше не существует, некий «пылевой» Париж, но все же очень эстетически привлекательный. Для съемки ночного блуждания, когда на улицах почти никого нет, этот район очень реалистичен. Улицы не нужно освобождать от людей — они и так уж пусты. Это очень похоже на спальный район, но в то же время очень поэтично.
Есть хронология повествования: ночь и все эти образы из прошлого, которые вмешиваются в историю — в клубе свингеров и в конце, на мосту. Так и было задумано в сценарии, пришла ли эта идея к вам уже во время монтажа?
Это плод нашего сотрудничества с монтажершей Моникой Коулман, которая внесла свои предложения на основе написанного мной: дуэль, осмотр, паника от понимания того, что можно больше не увидеться, длинные объятия, во время которых я собирался добавить какие-то звуковые элементы с телефонными сообщениями, репликами диалогов из медицинского мира. В финале я давал слово другим. Это не сработало, все утратило стройность. Моника Коулман помогла с этим справиться с помощью изображений, которые у нас уже были.
Между вами и Карин Виар существует химия в актерском сотрудничестве.
Я писал этот сценарий под нее, имея в виду наши отношения, и без нее я бы его не снял. Во время написания сценария я всегда представлял себе Карин. Когда в фильме она говорит о «полиции шума», я представлял себе все ее интонации, дикцию, музыку ее голоса. В фильме мы говорим нашими обычными словами. У меня уже был опыт работы с ней в фильме «Пришельцы 3: Взятие Бастилии» (Les Visiteurs: la Révolution, 2016, реж. Жан-Мари Пуаре), который очень сблизил нас как друзей, особенно во время совместного продвижения фильма. Мы очень хорошо поладили. Она видит и понимает меня, как и я ее. Есть такое чувство, что мы выучили друг друга наизусть. А зная ее, я понимал, что смогу выразить все словами, даже если и знал, что она многое способна подвергнуть сомнению. Кроме нашей работы как актеров, важно было найти способ быть вдвоем, иметь возможность касаться друг друга, без стеснительности или телесных барьеров. Мы с Карин много общаемся, и жизнь дает нам возможность говорить обо всем — о наших сильных и слабых сторонах, об усталости. Если бы между нами не было такой честности еще перед съемками, ничего бы не вышло. Это как с Бруно Санчесом в Катрин и Лилиане. Мы должны быть глиной друг для друга.
Однако перед концом съемок мы с Карин были уже крайне уставшие, ведь сцены были сняты почти в том порядке, как было написано в сценарии. Нам пришлось совмещать усталость от ночных съемок с усталостью персонажей истории, не давая ни одной из них преобладать над другой и не усложнить работу над фильмом. Все происходило довольно плавно, мы с удовольствием вписывались в последовательное изменение эпизодов, а сцена в китайском ресторане превратилась в настоящее наслаждение отдыха.
Интервью принимал Шарль Тессон