Закрыть
UA
Культура

«Монте-Кристо — это история невинного мужчины, который верит, что исцелится от страданий из-за мести»: эксклюзивное интервью с режиссерами ленты

Поделись:

Международная премьера одного из самых ожидаемых фильмов в этом году «Граф Монте-Кристо» режиссеров Матье Делапорта и Александра де Ла Пательера состоялась на Каннском кинофестивале в рамках внеконкурсной программы, где фильм сорвал безумные 12-минутные аплодисменты. Украинская премьера фильма состоялась в рамках Одесского международного кинофестиваля в символическую дату – 14 июля, когда во Франции празднуют День взятия Бастилии. Предлагаем вашему вниманию интервью с режиссерами, где они поделились своими впечатлениями от работы с Пьером Нине, рассказали о трудностях, с которыми столкнулись в работе над фильмоом, и объяснили, почему у этой истории не будет продолжения.

КАКАЯ ВЫ ИМЕЕТЕ ЛИЧНУЮ СВЯЗЬ С АЛЕКСАНДРОМ ДЮМА И ЕГО АБСОЛЮТНЫМ ШЕДЕВРОМ «ГРАФ МОНТЕ-КРИСТО»?

Александр: Я испытывал глубокую страсть к Дюму с детства, но «Граф Монте-Кристо» занимает особое место. В 8 лет я присутствовал на съемках в Португалии экранизации, которую мой отец Дени де Ла Пательер снимал для телевидения. Когда я увидел Жака Вебера в роли Монте-Кристо, все эти костюмы, цилиндры, я подумал: «Этой профессией я буду заниматься!» Итак, Монте-Кристо сыграл важную роль в моей жизни. А Дюма создал роман, похожий на оперу, сравнимую с «Дон Жуаном» Моцарта. Мне нравится удивительное сочетание жанров, которого он добился. «Монте-Кристо» — это и приключенческий роман, и история любви, и триллер, и человеческая трагедия, и политическая комедия, а взаимодействие этих жанров дарит разную палитру ощущений. Что касается Эдмона Дантеса, то он выходит за рамки литературы; он относится к мифологии, к почти фантастической вселенной. В его характере и его истории есть избыток души, поэзия, которую невозможно объяснить.

Матье: Для всех сценаристов Дюма — живой бог. Он кинематографический автор, опередивший свое время. Все его литературные качества подходят для кино: он отличный творец персонажей, автор, который погружает своего читателя в действие и диалоги, соответствующие их реальной продолжительности. Мы могли бы всю жизнь заниматься экранизацией произведений Дюма!

С КАКИМИ ТРУДАМИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ В РАБОТЕ НАД ЭКРАНИЗАЦИЕЙ?

Александр: Мы часто обсуждали адаптацию Монте-Кристо, но это был недостижимый проект. Поэтому, когда дверь отворилась благодаря компании Pathe и продюсеру Димитри Рассаму, мы бросились внутрь, двигаясь от начальной фазы волнения к фазе паники от масштабности вызова. Наша одержимость заключалась в том, чтобы полностью охватить этот эпос, сохранить все его измерения и заставить аудиторию пережить разные эмоции. Вот почему мы сняли отдельный фильм, а не дуологию. Невозможно было сказать зрителям: оставляйте Шато д’Иф и возвращайтесь через год на продление!

Матье: «Монте-Кристо» — это 1300 страниц в книжном печатном формате, равный 3000-4000 страниц сценария, тогда как обычно сценарий состоит из 140… Это как получить доступ к библиотеке и попросить выбрать только одну книгу! Невероятно увлекательное, но удивительное упражнение, которое представляло собой три года написания и подготовки. Еще одним вызовом было воплощение идеи о том, что можно не узнать того, кого не видели 20 лет. Это можно было представить во времена Дюма, когда фотография была в зачаточном состоянии. Но для нашей перенасыщенной контентом эпохи это вызов. Отсюда возникал вопрос: следует ли использовать одного и того же актера для обоих периодов его жизни? А если мы используем одного и того же актера, то как воплотить этот замысел так, чтобы он был действительно не узнаваем?

КТО ДЛЯ ВАС ДАНТЕС/МОНТЕ-КРИСТО СО ВСЕМИ ЕГО РАЗЛИЧНЫМИ МАСКАМИ?

Матье: Умберто Эко называет Монте-Кристо первым современным сверхчеловеком: не супергероем Marvel, летающим от дома к дому, а героем в гомеровском понимании, превосходящим других людей ростом, человеческой глубиной . В дополнение к власти, которую дают деньги, он имеет силу разума; он почти всемогущ. Кто-то вроде большого кукловода, как Гэтсби. Монте-Кристо не Робин Гуд. Он не раздает свое богатство; он употребляет его полностью эгоистично. Он бросает вызов лицемерию элит, но сам не революционер. Он ультрасовременный герой, потому что он герой ультраиндивидуалистический. У него нет ни больших принципов, ни страны, ни религии. И под разными масками он играет в неуловимость.

Александр: Существует экзистенциальный разрыв между Эдмоном Дантесом и графом Монте-Кристо и всеми его аватарами. Они носят разные характеры. И все же большинство адаптаций просто делают Монте-Кристо старшей версией Дантеса на двадцать лет. Но нам пришлось создать персонажа с увлекательным измерением разбитого зеркала, где каждый видит разные вещи, включая раненого человека на заднем плане, который продолжает существовать под маской этого причудливого графа. Поэтому мы решили театрализовать это измерение, показав застройку Монте-Кристо гораздо глубже, чем это делает Дюма.

ЭДМОН ДАНТЕС — ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПРЕДИЛ ВЛАСТЬ И СОБСТВЕННЫЕ ДРУЗЬЯ, И РЕШИВШЕЕ ВОСТАТЬ СНОВА ПУТЬМ МЕСТИ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОТНАЙТЬ ИСПЫТАНИЯАлександр: Монте-Кристо — это история невинного мужчины, который пострадал и верит, что исцелится от своих страданий, отомстив тем, кто их повлек. Он оправдывает себя тем, что эта месть есть справедливость. Но он ведет постоянную борьбу с самим собой и погружается все глубже в темноту. Он должен преодолеть эти тени, чтобы почувствовать, что существует возможность перерождения, воскресения через любовь и прощение.

РОМАН НАЧИНАЕТСЯ КАК ПРЕКРАСНАЯ ИСТОРИЯ. ОДНАКО ВЫ ИЗБИРАЕТЕ ПРОЧИЙ ПУТЬ ЭТОТ ИСТОРИИ, ПРЕДТВЕРЖДАЮЩЕЕ ДРАМАТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ.

Александр: Мы хотели показать этот рай, но оттенить его скрытым присутствием проклятия, нависшего над этим прекрасным югом, этим насыщенным голубым небом, этими прекрасными людьми, которые любят друг друга. В монтаже, музыке и способе восприятия вещей есть меч, висящий над этим Эдемом.

КАК ПЬЕР НИНЕ СТАЛ ИДЕАЛЬНЫМ МОНТЕ-КРИСТО?

Александр: Кто мог бы воплотить в себе обаяние двадцатилетнего мужчины и зрелость сорокалетнего, переход от безмятежности к трагическому, быть изменчивым, как хамелеон, и быть полностью интегрированным с нами от начала до конца постановки? Пьер сразу пришел в голову. С самого начала у нас было одинаковое прочтение книги и персонажа. Пьер – чрезвычайный актер, привнесший исключительное видение героя. Это тяжелая работа — и физическая, и интеллектуальная — играть трех разных персонажей в день, быть 20-летним утром, 40-летним в полдень, выдержать пять часов грима, чтобы изменить идентичность… Наш Монте-Кристо — это фильм для трех, который опирался на пакт доверия. Пьер — тайный, скромный человек, даже в своей работе, что было чрезвычайным преимуществом для его роли.

Матье: Мы позволили Пьеру работать над персонажем самостоятельно; мы не желали навязывать ему свои впечатления. С возрастом мы учимся не пытаться подобрать актеров под свое видение их роли, отказываемся от соблазна обращаться с ними как кукловоды. С Пьером мы были настоящими бизнес-партнерами, от затеи до реализации фильма. Подобно тому, как Дантес создает Монте-Кристо, нам также пришлось создавать этого героя с нуля вместе с Пьером, находя для него голос, осанку, походку. Нам нужно было представить его на разных этапах его жизни, выбрать следы на его теле, признаки его старения со временем и в результате жизненных испытаний и, конечно, подобрать все маски Монте-Кристо.

СОБЫТИЯ ФИЛЬМА РАЗВОРТАЮТСЯ КАК В ЛЕЧЕ УЗНАЧЕННЫХ МЕСТАХ, ТАКИХ КАК HÔTEL DE LA PAÏVA, ТАК И ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНЕННЫХ, КАК- А В МИР, СОЗДАННЫЙ С НУЛЯ.

Александр и Матье: Кинематографическое измерение Монте-Кристо состоит, в частности, в том, что это история человека, создающего мир. Вымышленный мир, созданный для привлечения людей, фон из «Тысячи и одной ночи», избегающий ощущения времени. Это позволило нам изобразить идеализированный 19 век, подобно погружению в голову человека, имеющего средства, чтобы придать смысл своим мечтам, который сам является сказочным персонажем и верит, что его игра реальна. Потому что, как и в «Одинадцати друзьях Оушена», зритель получает информацию о плане Монте-Кристо и становится соучастником манипуляций, которые он производит над другими. Но через некоторое время он больше не знает, где правда, а где ложь, и понимает, что Монте-Кристо начинает верить в говорящее, поглощенный своим творением, как Брюс Уэйн, который больше не может освободиться от своего костюма Бэтмена. Зритель становится свидетелем его метаморфозы у темного феникса, рискуя увидеть, как Дантес, которого он любит, исчезает. Именно это придает истории огромную силу.

«ЖДАТЬ И НАДЕВАТЬСЯ»: ЭТО ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА,С КОТОРЫМИ МОНТЕ-КРИСТО ОБРАЩАЮТСЯ К МЕРСЕДЕССУ, А ВОЗМОЖНО, И К ЗРИТЕЛЮ.

Александр и Матье: Мы хотели снять как грандиозный эпический фильм, так и замечательную романтическую ленту. В конце всех приключений, по которым он проходит, любовь Мерседеса спасает Монте-Кристо и дает ему желание спасти других, пощадив их. Мы верим в любовь, верим в искупление через любовь!

Источник: Прессслужба Green Light Films