Фанни Лешевалье хранит память о войне, объединяя эпохи в одном кадре.
С начала полномасштабного вторжения России французская художница Фанни Лешевалье поддерживает Украину. Лешевалье создает коллажи о войне и публикует их в Instagram. В своих работах она сочетает всемирно известные картины с современными фотографиями, на которых изображена жизнь украинцев во время войны.
Накануне открытия экспозиции в Украине, Фанни Лешевалье дала интервью Marie Claire. Выставка будет проходить в Музее истории города Киева с 9 по 20 апреля. После Киева проект будет представлен в Чернигове, Харькове, Одессе, Николаеве и Львове.
Кажется, я никогда не переставала рисовать. Сначала были уроки изобразительного искусства в средней школе, затем — обучение в Школе изобразительных искусств в Каннах, а затем — в Ренни.
Меня всегда восхищали картины, рассказывающие истории, мифы или отражающие дух определенной эпохи. Удивительно открывать и анализировать не только техники, но и смыслы и послания, заложенные художниками. И здесь хочу вспомнить фламандскую живопись и итальянских мастеров эпохи Возрождения — в частности Кривелли, чьи работы сочетают виртуозную технику с выразительной нарративностью.
Меня поражает умение этих художников передавать мощные послания через выбор перспективы, цветов и символов. Также мне близка абстрактная и концептуальная живопись, ведь, кроме технического аспекта, меня интересуют идеи и концепции, которые разрабатывает художник. Я ценю, когда каждый выбор художника обусловлен определенной причиной, а каждый элемент произведения наполнен глубоким смыслом.
Художница Фанни Лешевалье
В феврале 2022 года, наблюдая за событиями в Украине, я чувствовала себя бессильной, но искала способ как можно быстрее выразить свою поддержку. Фотомонтаж стал таким способом.
Я выбрала цифровую технику, а не живопись, потому что она позволяет очень быстро реагировать и действовать с помощью социальных сетей. У меня не было никаких контактов в Украине, однако благодаря хэштегам я сразу смогла связаться с людьми, которых это касается.
Я знала, что многие гражданские прячутся в метро или подвалах, а их единственная связь с внешним миром происходит через телефон. Поэтому я хотела практически ежедневно делиться с ними изображениями, которые не только говорят о них самих, но и напоминают о том, что связывает нас сквозь эпохи и границы: наши эмоции, истории, красоту, жизнь
Я создавала фотомонтажи, черпая вдохновение из классической живописи. Благодаря такому процессу мне удалось быстро сблизиться с украинцами, лучше понять их реальность и, в определенной степени, идентифицироваться с ними.
Мои фотомонтажи основываются на очень реалистичных фотографиях. Чтобы создать гармоничное и сбалансированное сочетание живописи и фотографии, где бы картина не умаляла эстетику и смысл, который несет фотография, я выбираю фигуративные произведения, в которых мало заметен индивидуальный стиль художника. Они являются своеобразным нейтральным фоном, дающим полноценное пространство для фотографического выражения.
Выбор картины для большинства моих работ определяется содержанием фотографий. Это образы, которые меня тронули, и которые я хочу сохранить в памяти. Исходя из этой эмоции, я нахожу связь со знакомым мне произведением живописи — а затем соединяю их через монтаж.
Иногда на мой выбор влияет эстетика фотографии. Например, написанный в ракурсной перспективе «Плач над мертвым Христом» Андреа Мантеньи имеет визуальную структуру, подобную той, что использовал фотограф Кристофер Окиконе в своем снимке раненого из 25-й воздушно-десантной бригады.
Бывают случаи, когда мой выбор определяет именно послание, которое я хочу передать. В частности, использование картины Делакруа «Свобода, ведущая народ», мощного символа свободы во Франции, соответствует желанию создать эхо истории в настоящем.
Во Франции моя аудитория разнообразна — но независимо от того, французы это или украинцы, люди часто выражают глубокие эмоции и идентифицируют себя с увиденным. Украинцы узнают изображенные места, иногда открывают для себя ранее неизвестные произведения живописи и воспринимают мои фотомонтажи как форму нежности и сострадания.
Французы, в свою очередь, часто знакомы с картинами и сначала озадачены их сочетанием с изображениями войны. Это удивление заставляет их искать смысл произведения, исследовать его второй план и по-другому осмысливать ситуацию в Украине.
Каждый фотомонтаж имеет для меня особое значение, потому что он рассказывает историю и передает пережитые эмоции. Все они рождаются из общения с фотографами, которые приняли мой подход и поделились своей работой, за что я им глубоко благодарна.
И все же особое место занимает коллаж, объединяющий «Сотворение Адама» Микеланджело с фотографией, сделанной молодым военным, на которой изображены два его побратима. Один из них впоследствии погиб на фронте. Сегодня это произведение позволяет мне почтить его память — и подчеркнуть, что даже в разгар войны эти солдаты сохранили чувствительность и способность видеть красоту, несмотря на насилие.
Во время выставок я замечаю, что реакция зрителей зависит от уровня чувствительности каждого. Однако некоторые фотомонтажи вызывают единодушное положительное — те, что излучают больше всего нежности.
Спасибо за ваши слова. Работа с такой серьезной темой может казаться тяжелой, но для меня процесс творчества не является болезненным. Наоборот, это способ выразить эмоции и сделать видимыми истории и лица, которые могут быть забытыми.
Каждый фотомонтаж — это прежде всего встреча с фотографией, картиной, фотографом, а иногда даже с изображенными людьми. Речь идет о создании диалога между искусством и реальностью, предложение другого взгляда на мир. Конечно, некоторые темы волнуют меня глубже, но именно эта эмоция руководит моей работой.
Искусство обладает уникальной способностью связывать нас с нашими эмоциями и нашей историей, а также предлагать новый взгляд на реальность. В ситуации с войной в Украине оно позволяет гуманизировать конфликт, вернув лицо и историю событиям, которые рискуют обезличиться и стать абстрактными, становясь слишком медиатизированными.
Создавая диалог между живописью и документальной фотографией, между прошлым и настоящим, между культурами, я приглашаю зрителя посмотреть на текущие события под другим углом. Эмоция становится точкой опоры, побуждая глубже всматриваться в украинскую реальность. Вневременность и красота западноевропейской живописи способствуют смещению взгляда у зрителя, создавая мост между настоящим и тем, что определяет нашу человечность.
Пока продолжается война, я буду продолжать творить. Сейчас у меня нет конкретных проектов в работе, но я остаюсь открытой к любым новым инициативам. Сегодня я очень тронута, ведь имею честь представить в Украине свой взгляд на этот конфликт.
Пока будет продолжаться война, я буду продолжать делать фотомонтажи — готова вносить свой вклад, свидетельствовать и делиться своим взглядом. Ситуация в Украине остается для меня важным делом, и мои картины — это способ выразить солидарность с вашей страной.
Фото: предоставленные пресс-службой Фанни Лешевалье