Нематериальное культурное наследие: национальные традиции, обряды, празднования, кухня, исполнительские искусства, язык как носитель живого наследия, традиционные ремесла — это наши культурные коды, передающиеся от поколения в поколение. И именно они формируют нашу идентичность.
«Корни» — общий спецпроект Министерства культуры и информационной политики из Marie Claire . Цель проекта — познакомить читателей с разнообразием живого наследия через наших героев и героинь, которые рассказывают о нематериальном наследии определенного региона, с которым имеют генетическую связь.
Посольство традиции
Наталья Жижченко — вокалистка и основательница украинской электрофольк группы «ONUKA». Автор текстов — настоящий музыкант-виртуоз: играет на свирели, окарине, свистульке, омникорде, небольших перкуссионных инструментах и т.д.
Генетична связь
Название проекта «ONUKA» — это дань уважения младшего поколения к старшему, уважению известной вокалистки Наталии Жижченко к своему родному деду, выдающемуся украинскому мастеру музыкальных инструментов Александру Шленчику. Александр – известный мастер народных музыкальных инструментов и музыкант, родился в Чернигове.
Александр Шленчик всю жизнь посвятил возрождению и совершенствованию фольклорных духовых инструментов своей малой родины и всей Украины.
История
Опишнянская керамика — это самобытный вид украинского народного искусства, возникший в селе Опишня на Полтавщине и распространенный в центральной части Украины. Эта керамика славится своей техникой и изысканными декоративными мотивами.
Опишнянская керамика олицетворяет тысячелетние знания об использовании глиняных изделий в повседневной жизни и обрядовой практике, отражая украинские эстетические и художественные концепции. Она привлекает внимание своей яркостью композиций, разнообразием форм, разноцветием орнаментов и утонченностью в выборе цветовых решений.
Работы опишнянских мастеров — это повседневная и праздничная керамика, а именно: разнообразная посуда — кувшины, горшки, миски, макитры, дзбанки, бочонки, куманцы. Декорирование посуды происходило с помощью техники рожковки или фляндровки с преобладанием растительного орнамента. Кроме того, важным аспектом является фигурная декоративная посуда с образами животных, таких как львы, бараны, быки, лошадки, петухи.
Для создания изделий используется серая глина, которая после обжига приобретает светло-желтый оттенок. Глина высыхает естественным путём в течение недели перед процессом обжига. После этого изделия обрабатывают поливом или расписывают, и затем снова обжигают. В общем, изготовление керамических изделий занимает не менее 30–40 дней и требует большого таланта и мастерства.
С конца XIX века опишнянские гончары начали смело экспериментировать с формами изделий, поливами и орнаментальными мотивами, а также активно занимались созданием декоративных деталей для наружного и внутреннего оформления общественных зданий. Формы опишнянской керамики конца XIX — начала XX века заслуживают звания классики украинского гончарного мастерства.
Керамические изделия поражают своим разнообразием, идеальной формой, насыщенностью цветов и высоким уровнем исполнительского мастерства.
Особый интерес представляют малые керамические скульптуры, созданные из деталей, изготовленных на гончарных колесах, и украшенная многослойным рельефным декором и цветным поливом. Здесь можно найти всадников, кузнечиков, молодиц, парней и разные композиции, изображения людей и животных.
Кроме этого, в Опошне производятся различные детские глиняные игрушки, такие как козочки, рыбки, барашки, свинки, львы, петухи, лошадки и пищалки.< /p>
В начале XX века произошли инновации в сфере орнаментации глиняной посуды. Мастера стали применять растительный барочный орнамент не только на мисках, но и на разных видах посуды. Также появились новые инструменты, которые облегчили и обогатилитехнику декорирования керамики: рядом с традиционным рожком использовались и резиновые спринцовки. Это позволило мастерам регулировать толщину и насыщенность краски в линиях орнамента. Основную особенность декора определили такие традиционные элементы и мотивы, как «наличники», «ребешки», «издатель», «опускание», «кривульки», «решетка», «накапывание», «пальчики», «пояски», «капельки» , «яблочка», «дорожка», «клинышки», «овесец», «волочек», «царапка» и другие. Эти стилистические и технические новации оказали существенное влияние на характер опишнянской керамики, обеспечив ей популярность как в Украине, так и за ее пределами.
«В такие испытательные времена, которые переживаем сейчас, мы начинаем не только ценить наше нематериальное культурное наследие, но и понимать, насколько оно хрупко, насколько легко его стереть. А еще поняли, как много в ней зашифровано информации, энергии и что она действительно наша сила. Такие своеобразные талисманы — я искренне верю — помогают ныне сопротивляться врагу. По наследству — коды самоидентификации и спасательные круги, в которых философия, мудрость предыдущих поколений», — Наталья Жижченко.
Креативным партнером проекта выступило независимое контент-агентство SLAY agency. Партнером локации выступил Национальный музей народной архитектуры и быта Украины. К созданию образа героини присоединился украинский бренд Etnodim.
Фото: Владислав Томик
Макияж: Анна Жадко
Стиль: София Нестеренко
Креативная команда: Полина Геращенко, Дарья Лучинкина, Дарья Цикунова (МКИП), Валентина Лазарченко, Екатерина Евсикова (SLAY agency)