Тильда Свинтон — не только лауреат «Оскара» или еще десятка других наград, а уникальная фигура в кино. Ее называют «космической», «мистической», «необычной» и «актриской с тысячей лиц». Но этой осенью на украинские экраны выходит новая комедия с Тильдой – «История Дэвида Копперфилда» от Армандо Иануччи (автора «Смерти Сталина» и «Вице-президента»). О кино, моде и мужчинах актриса согласилась поговорить накануне премьеры.
Photo by Pascal Le
Сатирическая экранизация классического произведения Чарльза Диккенса предлагает нам другую Тильду — забавную, чуть неуклюжую и совершенно волшебную. В ленте актриса играет Бетси Тротвуд – эксцентричную тетю главного героя, играющую ключевую роль в становлении Дэвида Копперфилда, через персонажа которого Диккенс передал не только собственное взросление, но и настоящую комедию нравов Британии конца 19-го века. Самое время поговорить с выдающейся актрисой о ее имидже, новом фильме и роли искусства в жизни человека.
— Кажется, в вас влюблены по всему миру и я думаю, не потому ли это, что вы как бы «другое» для всех. Каждая статья о вас, это «Она потусторонняя», «Она пришелец». Я слышала, вы говорите: «Я с той же планеты, что и Дэвид Боуи».
— Ну, мне было бы странно говорить, что я никогда не чувствовала себя инопланетянкой. Вы никогда не чувствовали себя инопланетянкой?
— Пожалуй, я чувствую себя инопланетянкой, говорящей: «Хорошо, я получаю Землю. Я могу здесь работать».
— Да, и вы, безусловно, делаете гораздо лучше, чем я, управляющий космической станцией, но я нахожу странным вообразить, что кто-то может не чувствовать себя иногда не из этих мест. И я за пришельцев, которые выходят из шкафа и претендуют на статус инопланетян. Хватит маскировки (смеется)! Шучу. Я считаю, что мои отношения с миром моего трудоустройства, из кино, столь бесконечно интересны для меня – я все еще чувствую страсть к своей работе! Моя жизненная философия: мой роман из кино длится более 30 лет, однако у нас в отношениях все еще присутствует страсть (улыбается)! Так что я не знаю, что делает меня инопланетянкой. Пристрастие к работе?
— Но большинство просто хочет знать: «Какая жизнь у Тильды Свинтон?».
— Вот моя жизнь: я живу на севере Шотландии в доме возле маленького городка, где во всем районе проживает около 8000 человек. Мы живем у моря. Я живу со своим любимым Сандро и детьми. Мои дети окончили школу, которую мы открыли в соседнем городе, и я активно занималась школьным хозяйством. Я выгуливаю собак. У нас их четыре. Эта жизнь спокойна, полна творчества, но без гламура.
— Вообще никакого гламура у одной из главных фэшн-икон современного кино?
— Просто с моим лицом и телосложением стилисты, дизайнеры могут сделать, что угодно (смеется). Среди моих близких друзей действительно много дизайнеров, я вообще постоянно окружена художниками. В высокой моде я руководствуюсь собственными инстинктами, не понимаю что такое тренды, хотя они, безусловно, окружают и каждый что-то перенимает. Но в личной жизни мой гардероб невелик и состоит из удобных базовых вещей, отвечает моему жизненному ритму.
Читайте также: МУЖЧИНА ГОВОРИТ: РЕЖИСЕР НАРИМАН АЛИЕВ a>
— Вы считаете себя актрисой или артисткой, возможно ли определяете себя как профессионала гораздо шире?
— Я никогда не описывала себя как актрису. Это отчасти потому, что я никогда не собиралась стать ею, но также, чтобы сохранить правду о том, кто я и откуда взялась в этом бизнесе. Ибо всякий раз, когда я читаю или слышу актеров, описывающих себя, свой «метод»- понимаю, что мое собственное существование отличается во многих моментах, и мне трудно претендовать на родство со многими коллегами. Я стала артисткой в какой-то момент своей жизни, когда перестала писать – тогда считала, что временно, как оказалось – надолго. Это произошло со мной, когда я была в поисках социализации, я хотела творить в группе талантливых людей. Я начала сниматься у Дерека Джармена в 1985 году. Мы работали вместе восемь лет и сделали семь фильмов. С ним я научилась работать вместе, и очень часто без всякого сценария – эксперименты, импровизация и решительное бездействие. Все мы, кто работал с Дереком, должны были думать о себе как о соавторах нашей собственной работы, чтобы нести ответственность за наш собственный вклад. И это было очень символично – чувство совместного авторства. Это значит, что я всегда стремилась к тесным рабочим отношениям превыше всего, когда решала, что делать дальше. Именно связь и радость общения между коллегами заставляет меня сниматься в фильмах. В «Истории Дэвида Копперфилда» как раз наоборот очень точный и сообразительный сценарий Армандо, но как режиссер он понимает, что точность кастинга куда важнее постоянных напоминаний актеру, что ему нужно делать. Так что у нас была свобода воплотить этот фильм в жизнь как группа единомышленников.
— В последние годы мы наслаждаемся вашими работами в очень разных по жанрам лентах. Сейчас мы с вами общаемся по поводу костюмированной комедии, но в последние годы вы были в блокбастерах, драмах и даже как-то сыграли сразу трех персонажей в Суспирии. Появилось ли у вас ощущение, что что-то изменилось в шоу-бизнесе?
— Да, вы правы, многое из того, что считалось ранее экспериментальным или необычным — все чаще становится «новой нормой». Последние 15 лет я работала очень много, и когда пространство для творчества появляется даже в блокбастере Marvel – я понимаю, как стремительно все развивается вперед. Комедийные роли как в «Истории Дэвида Копперфилда» — это большое удовольствие для моей души, 30 лет назад сатира и комедия Ианнуччи не была бы столь известна и не была бы на экранах всего мира. Так же и с лентами вроде Суспирия — еще одна блестящая командная работа, в которой я лишь часть пазла. Такая необычная и опять же – ее может увидеть весь мир.
— Чем привлекла вас работа над «Историей Дэвида Копперфилда»?
— Мысль о том, что наконец-то появится комедия на основе романа великого Чарльза Диккенса, сразу привлекла мое внимание. Невозможно в это поверить, но авторы экранизаций Диккенса постоянно забывали о тонкой иронии его прозы. Конечно в «Копперфилде» этого больше априори, но никто не хотел присмотреться поближе раньше, кроме Армандо. Именно это он сделал в новой экранизации. Вообще мы несколько лет подряд искали проект для совместной работы и все никак не получалось, но после выхода «Смерти Сталина» он четко определился, что будет работать над «Историей Дэвида Копперфилда», позвонил по телефону и сказал, что видит там меня и Дева Пателя. Как я могла не согласиться?
Читайте также: КАКИЕ САУНДТРЕКИ ИЗ КИНО ВЫ МНОГО РАЗ ПОСТАВИЛИ НА ПОВТОР
— Можно ли описать «Историю Дэвида Копперфилда» несколькими словами?
— Дайте минутку подумать… Это и комедия, и роман взросления, и изучение нравов викторианской эпохи одновременно. «Копперфилд» — один из тех редких случаев, когда история становится интересной для каждого, независимо от возраста или осведомленности в британских традициях. Не обязательно читать роман, чтобы видеть, насколько часто абсурдными были те времена и сколько можно провести параллелей с современностью. И вообще, силу искусства и хорошего юмора еще никто не отменял. Этот фильм сделан с любовью и я очень горжусь тем, какая у нас вышла “История Дэвида Копперфилда”.
— Как вы считаете, можно ли делать ставку на искусство в нашем опасном мире?
— Я верю — и наблюдаю за тем, как это действительно случается — что радость, прогресс и просвещение сегодня больше, чем когда-либо в истории человечества, проникают в разные сферы человеческого бытия. Мы должны вместе надеяться и направлять себя на лучшее и много работать, чтобы воплотить это в жизнь. Отказ от положительных ценностей – не вариант. Искусство, наряду с природой, справедливостью и дружбой – величайшие силы, в которые мы можем вкладывать свою жизнь. Мы смертны, и, как таковая, наша гибель не подлежит обсуждению. Это ошибка – принимать все на свой счет: в этом нет провала, но есть торжество неумолимого течения времени, энергии, эволюции. Коси сено, пока солнце светит (улыбается)! Жизнь коротка! Увидимся на горе или на пляже или на танцполе!
Автор: Ольга Лебедева (Вольга Украина)
Читайте также: КИНО ТОП-5 УКРАИНСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ, РИСУЮЩИЙ ЗВЕЗД ГОЛЛИВУДА