Закрыть
Вілем Дефо
Культура

Уиллем Дефо: новая роль актера с тысячей лиц — в фэнтези, вдохновленном Украиной

Поделись:

«Исаия Саксон создал мир, который не является ни сугубо реалистичным, ни полной фантазией», — говорит Уиллем Дефо о фэнтези-фильме «Глаза: Легенда Карпат». Лента стартует в кинотеатрах Украины уже 24 апреля.

Эта независимая работа режиссера-дебютанта, созданная при невероятно низком для фэнтези бюджете в $10 млн, просто поразила зрителей Sundance, где состоялась ее мировая премьера. И была взята на мировую дистрибуцию культовой студией А24. В визуально впечатляющей ленте о древних карпатских лесах и фантастических созданиях, которые в них живут, почти отсутствуют спецэффекты и вообще не используется ИИ. Зато — есть настоящая классическая магия кино и натурные съемки в настоящих Карпатах (правда, по понятным причинам, не в украинской части гор, а в румынской). А еще здесь есть фантастический актерский ансамбль, в который, кроме уже упомянутого Уиллема Дефо, также вошли оскаровская номинантка Эмили Уотсон («Рассекая волны», сериалы «Чернобыль», «Дюна. Пророчество») и звезда сериала Netflix «Очень странные дела» Финн Вулфгард.

На создание этого фильма Саксона — не только его режиссера, но и сценариста, — вдохновила собственная семейная история. Ведь предки режиссера происходят из Карпатского региона. История разворачивается в отдаленном карпатском селе, где живет скромная девушка-подросток по имени Юля. Ее сыграла 16-летняя немецкая актриса Хелена Зенгель, известная по работе в вестерне Пола Гринграсса «Новости со всего мира» (2020) с Томом Хэнксом в главной роли.

Юлю, как всех других местных детей, растили в страхе перед неуловимыми магическими существами, которых здешние жители называют Глаза. Но однажды Юля находит раненого и брошенного малыша Очи и понимает, что он вовсе не чудовище, а просто напуганный ребенок. Поэтому Юля, несмотря на все правила и запреты, убегает вместе с Очи в лес, чтобы помочь малышу вернуться домой.

Уиллем Дефо сыграл Максима, сурового отца Юли и главаря отряда охотников на Глаза. Актеру понадобилось всего 48 часов, чтобы согласиться на роль в проекте. А все потому, что для Дефо, одного из самых востребованных актеров современности, чей багаж уже давно превысил символическую отметку в 100 фильмов, самым важным сейчас является личная заинтересованность проектом. Актер признается, что ему просто хочется делать то, чего он еще никогда не делал. И, исследовав его карьеру, понимаешь, что отыскать что-то новенькое — это для Дефо действительно задачка со звездочкой.

О начале пути

Уиллем Дефо родился 22 июля 1955 года в городке Эпплтон, штат Висконсин в семье отца-хирурга и матери-медсестры, которые работали вместе и родили восьмерых детей. Окончив школу, Уиллем поступил на факультет драматического искусства Висконсинского университета в Милвоки. Однако после нескольких лет обучения он оставил колледж и присоединился к экспериментальной театральной группе под названием Theatre X. Вместе с ними Уиллем гастролировал по США и Европе, прежде чем переехать в Нью-Йорк в поисках карьерного прорыва.

Вскоре после приезда в Нью-Йорк он познакомился с Элизабет ЛеКомпт, которая впоследствии стала его спутницей, и с которой у Дефо есть сын Джек, родившийся в 1977 году. Уиллем и Элизабет провели вместе 27 лет. В начале своего пути влюбленные разделяли одни и те же театральные амбиции. А в конце 1970-х они стали одними из основателей нью-йоркской театральной компании Wooster Theatrical Group, в спектаклях которой Дефо играет и сейчас.

«Мы делали каждый спектакль так, будто он последний, — вспоминает Дефо начало работы Wooster Theatrical Group, — Мы не были обученными актерами, мы были детьми, и мы хотели творить. Мы хотели творить и просто жить».

Уиллем Дефо

О карьерных неудачах

Сейчас это трудно представить, но… Уиллема Дефо уволили из первого фильма, где он получил работу. Это была лента «Врата небесные» (1980). Актера сначала взяли туда статистом, но впоследствии уволили еще до начала съемок. Но может оно и к лучшему, ведь лента стала одной из крупнейших кассовых неудач в истории Голливуда, что привело к краху студии United Artists.

После этого неудачного дебюта в кино Уиллем начал получать проходные роли во второстепенных фильмах, где он обычно играл злодеев. И вот наконец в 1985-м Дефо получил одну из главных ролей в успешном боевике «Жить и умереть в Лос-Анджелесе». Она и вывела его на уровень главных игроков Голливуда.

И уже через год Уиллем Дефо получил свою первую номинацию на «Оскар» — за лучшую мужскую роль второго плана в драме Оливера Стоуна о войне во Вьетнаме «Взвод» (1986).

О знаковых ФИЛЬМАХ

Далее в карьере Дефо было много знаковых фильмов, и очень трудно выделить какие-то из них. Но, вероятно, три ленты можно считать такими, которые определили Уиллема как актера.

Первый — это «Последнее искушение Христа» (1988) Мартина Скорсезе, где Дефо сыграл Иисуса. Роль Мессии принесла актеру широкое признание за эмоционально насыщенную игру. Фильм имел уникальный актерский состав и был хорошо воспринят критиками. Но скандалы, окружавшие его выход, закрепили фильм как ключевой момент в карьере Дефо. Неортодоксальный взгляд Скорсезе на религиозные темы — особенно включение романтической сцены между Христом и Марией Магдалиной — вызвал бойкоты, протесты и даже поджог парижского кинотеатра. Эти скандалы не только укрепили репутацию Дефо как талантливого актера, но и направили его на путь выбора сложных и нетрадиционных ролей на протяжении всей дальнейшей карьеры.

Второй фильм — это «Человек-паук» (2002) Сэма Рэйми. Хотя критики не считают эту работу Дефо значимой, впрочем, она очень важна для зрителей. Ведь роль суперзлодея Зеленого Гоблина в супергеройском блокбастере определила актера для целого поколения. Прищуренный взгляд и искривленная в зеркале улыбка Дефо стали идеальным контрастом к юному, свежему лицу Питера Паркера в исполнении Тоби Магуайра. И хотя эта роль не принесла Дефо престижных номинаций или наград, но популярность экранизации и жуткая, надменная харизматичность, которую Дефо придал Зеленому Гоблину, закрепили его как одного из самых культовых суперзлодеев в истории супергеройского кино.

Ну и третий фильм — это «Маяк» (2009) Роберта Эггерса. В 2010-х годах Дефо утвердился как артхаусный актер с преданной нишевой аудиторией. И роль раздраженного и нестабильного смотрителя маяка стала вершиной этого этапа в карьере Уиллема. Хотя критики высоко оценили игру в этом фильме его коллеги Роберта Паттинсона, многие при этом считали, что Дефо его все же затмил. Опять же, как и в «Человеке-пауке», грубая, старшая фигура Дефо идеально контрастировала с юными, элегантными чертами Паттинсона. И они оба стали своеобразным воплощениями прошлого и будущего одного и того же человека.

С тех пор Дефо продолжил сотрудничать с Эггерсом — в частности, в недавнем «Носферате» (2024).

О наградах

Увлекательная карьера Дефо не замедлилась в последние годы. В частности, он сыграл безумного ученого Годвина Бакстера в фильме 2023 года «Бедные создания» Йоргоса Лантимоса. Фильм стал мировым кассовым хитом и получил 11 номинаций на «Оскар».

У самого Уиллема сейчас четыре номинации — уже упомянутая за «Взвод», а также за работы в фильмах «Тень вампира» (2001), «Проект ‘Флорида'» (2018) и «Ван Гог. На пороге вечности» (2019).

Дефо сотрудничал со многими выдающимися режиссерами — от Мартина Скорсезе до Оливера Стоуна, от Уэса Андерсона до Дэвида Линча. И он считает, что люди в целом имеют несколько ошибочные представления о том, что нужно, чтобы быть хорошим режиссером.

«Люди представляют, что хороший режиссер много разговаривает с актерами и говорит им, что делать, — объясняет он, — Но, по моему опыту, хороший режиссер создает мир, где есть логика в том, что ты делаешь. И лучшие впечатления возникают, когда тебе дают хорошую основу для работы».
Поэтому именно по этому принципу хорошей основы актер и подбирает проекты, в которых соглашается сниматься. Несмотря на титулы и регалии режиссера, как и произошло в случае проекта от режиссера-дебютанта «Глаза: Легенда Карпат».

актер Уильям Дефо

Фото: предоставлены дистрибьютором Adastra Cinema

Следите за новостями в
Также читайте