Четыре года назад руководство Харьковского театра оперы и балета обратилось к Почетному консулу Республики Австрия в Харькове Всеволоду Кожемяку с предложением поддержать создание и постановку современной украинской оперы. Консул предложил посвятить оперу незаурядному потомку Габсбургов – эрцгерцогу Вильгельму, который всю свою сознательную жизнь называл себя украинцем и вошел в историю как Василий Вышиванный. Продюсером проекта стала одна из его инициаторок Александра Саенко, глава Центра украинских инициатив (Вена), основательница фестиваля UStream / Ukrainische Kulturtage. Именно Александра сформировала звездную команду.
Европейскость в этом культурном проекте проявляется абсолютно во всем, в частности в соблюдении г баланса. Кроме женщин—создателей, о которых ниже расскажем подробнее, до проекте вошли: автор либретто – поэт, общественный деятель Сергей Жадан, режиссер-постановщик Ростислав Держипольский и дирижер-постановщик Юрий Яковенко.
Ця постановка является первой полномасштабной академической современной оперой независимой Украины. «Современная опера – актуальный жанр для сочетания истории и настоящего, – отмечает Александра. – И хотя в Украине, так сложилось, оперная культура была и до сих пор остается элитарным искусством, в отличие, например, от Австрии, где опера чрезвычайно популярна среди разных слоев населения и разных поколений, нам, украинцам, нужно себя приучить к европейскому уровню восприятия этого высокого музыкального жанра Итак, приглашаем на премьеру уникального оперного проекта «Вышиванный». Король Украины».
Музыку новой оперы написала Алла Загайкевич, известная композитор-экспериментатор, автор музыки к фильмам «Мамай», «Поводырь», «Живой костер» и т.д. Особенности творчества Загайкевича в том, что композитор сочетает работу в жанрах симфонической, электроакустической музыки, камерной оперы, развивает современное украинское медиаискусство. В личности Вышиваемого Аллу прежде всего поразило от всех привилегий высокого аристократического происхождения. , осознанный выбор «быть украинцем», когда еще такой страны на карте не было…
О творческой кухне проекта композиторша поделилась: «Именно возможность создания нового музыкального языка, поиска «нового голоса» была самой интересной для меня в работе над оперой на либретто Сергея Жадана».
Читай также: Мистический лес: Новая коллекция Katerina Rutman
Олеся Головник усердно изучала исторические источники начала ХХ века и вдохновилась на создание сценического мира, чтобы перенести зрителя в атмосферу первой половины века, показать различные временные оползни и различные локации. «Либретто, сам сюжет я восприняла как антиутопию с элементами триллера, половина действия оперы – это Лукьяновская тюрьма, где часами, днями, годами, вечность продолжается допрос Василия Вышиванного палачами из НКВД. Главный герой положил жизнь на борьбу за Украину. Но вся печаль исторической правды – это действительно второй план. Первым планом оперы для меня очень нежно, ненавязчиво, но уверенно становится Человек. Normal__Char»>с ее страхами, сомнениями, но и с победительными силой, любовь‘< span class="Normal__Char">ю, приверженностью и честью.
Второе, что вдохновило Олесю обратиться именно к стимпанку, как рассказывает сама художница, «это временное несоответствие сверхсовременной музыки и исторического сюжета и одновременно их полная гармония. Паропанк как противопоставление кибернетическому настоящему напоминает нам о том, что этот сюжет — уже история, но в то же время этот стиль достаточно «современный и модный», чтобы зритель мог почувствовать свое родство с тем, что происходит на сцене, вжился в действие, а не был отстранен наблюдателем, которого ничто не затрагивает».
Высокого драматизма, характерности оперному спектаклю добавляет работа хореографине Ольги Семешкиной, у которой за плечами более 10 лет работы главным балетмейстером в Национальном академическом драматическом театре им. И. Франко, где начала работать по приглашению Богдана Ступки и работает поныне. Благодаря новой пластике артистов музыкальное представление приобретает совершенство современного перформанса. «Мы с Ростиславом Любомировичем (режиссером-постановщиком оперы Ростиславом Держипольским, – ред.) договорились, что придумаем для каждой сцены пластические решения, – рассказывает Ольга. – В современном мире танец превратился в историю, которая должна открыть новые измерения определенной картины. Это не классические балетные номера. В опере хореография не может быть самодостаточной. Музыка нашей оперы достаточно сложна, она оригинальна, но не ритмична. Люди привыкли к определенному ритму. А мы создаем этот ритм внутри сцены, чтобы добавить, обогатить сам материал. Наша задача – дополнить и сделать материал объемным».
Текст: Мирослава Макаревич