Закрыть
UA
Мода

6 причин, почему 71-й Каннский кинофестиваль отличается от предыдущих

Поделись:

Отпраздновав в прошлом году 70-летий юбилей Каннского кинофестиваля гламурным блеском, программой из именитых режиссеров и изобилием звездных актеров, организаторы объявили о своем намерении начать новый этап в жизни главного мирового кинособытия и существенно реформировать принципы его работы. Таким образом, 71-й Каннский кинофестиваль прошел под знаком перемен, каждое из которых заключает в себе определенный посыл о том, какой дирекция видит роль влиятельного культурного события в современном мире. О своих наблюдениях сайту Marie Claire рассказывает Мария Алесина.

 

1. Отмена селфи и другие нововведения

В первую очередь, нынешний фестиваль отличился множеством организационных нововведений. Бурю обсуждений вызвал запрет делать селфи на красной дорожке. Это решение исходит от программного директора Тьери Фремо. Являясь по сути главой кинофестиваля, Фремо в качестве «хозяина дома» лично встречает всех режиссеров и актеров на красной дорожке перед премьерой каждого фильма. По его мнению, столь сомнительный феномен как селфи диссонирует с большим искусством и превращает одно из главных мировых культурных событий в банальную ярмарку тщеславия. На протяжении всего фестиваля охрана бдительно следила за проходящей по красной дорожке публикой и, в случае нарушения нового правила, тут же просила убрать телефон.

Следуя тому же принципу разделения киноискусства и поп-культуры, организаторы отказались принимать в программу фильмы производства Netflix. Кроме того, дирекция существенно изменила правила работы самых многочисленных участников фестиваля — журналистов: увеличив количество сеансов и повторов, организаторы отменили традиционный пресс-показ, предшествующий официальной премьере.  Таким способом организаторы хотят прекратить практику публичной критики фильмов и актеров в соцсетях накануне премьеры.

 

2. Важные социальные вопросы

Каннский кинофестиваль находит корректные способы высказываться по важным социальным вопросам. Фестиваль поддержал движение #metoo и стал платформой для поднятия темы сексуальных домогательств. Жюри фестиваля возглавила оскароносная актриса Кейт Бланшетт, которую организаторы пригласили не только за ее актерские достижения, но и за активную социальную позицию (в этом году она инициировала голливудскую кампанию Time’s Up за прекращение насилия и гендерного неравенства на работе).

Внимание к «женской» теме сказалось на программе фестиваля, отмеченной большим количеством женщин-режиссеров и поднятием вопросов о правах женщин. Среди режиссеров много дебютанток в кинематографе: свои первые фильмы показали в рамках «Особого взгляда» марокканка Мерием БенмБарек, француженки Ванесса Фильо и Андреа Бисконд, сирийка Гая Джиджи. Все они рассказывают о женщинах и тех препятствиях, которых достаточно в каждом обществе. В основной программе душераздирающий фильм «Капернаум» ливанского режиссера Надин Лабаки получил Приз жюри. Перед вручением приза за главную женскую роль, речь произнесла итальянская актриса Азия Арженто, которая рассказала, что в 1997 году в Каннах ее изнасиловал Харви Вайнштейн и заявила, что мужчины больше не смогут уходить от ответственности за такие поступки.

 

3. От бедности до психологических проблем

Разнообразие программы, представившей панораму острых проблем современного мира — от крайней бедности и предрассудков до психологических и психических проблем и экзистенциальных кризисов, свойственных представителям развитых стран «первого мира». Организаторы наглядно продемонстрировали, что Канны — не только главный европейский, но и главный мировой кинофестиваль. Помимо неизбежных Франции, Италии, США и Германии, программа охватила многие части мира.

Основная конкурсная программа открывалась фильмом иранского режиссера Асгара Фархади, а второй по важности «Особый взгляд» — лентой украинца Сергея Лозницы. В конкурсные программы также попали фильмы режиссеров из Польши, Бельгии, Швеции, Бразилии, Ливии, Марокко, Турции, Южной Кореи, Китая, России, Японии, Индии, ЮАР. Каждый из фильмов – это не только и не столько наглядная демонстрация культурных особенности страны или региона, но, в первую очередь, размышление об их проблемах, которые в 21 веке нельзя видеть иначе, чем как глобальные. Дискриминация, пропаганда, региональные конфликты, жизнь за чертой бедности, торговля людьми, педофилия, бесправие женщин и детей, социальное неравенство и изоляция, гендерное самоопределение — каждый фильм добавил новый элемент к этому многогранному обзору современного мира.

 

4. Персона нон грата 

С датчанина Ларса фон Триера наконец сняли статус персоны нон грата и допустили его фильмы к показу на фестивале. В 2011 организаторы Каннского фестиваля забанили фон Триера за его скандальную нацистскую шутку во время пресс-конференции к фильму «Меланхолия». Спустя семь лет, дирекция фестиваля сняла с одного из своих самых любимых и талантливых «детей» статус изгнанника. Его новый триллер «Дом, который построил Джек» был одной из самых ожидаемых премьер кинофестиваля. Очередной шедевр режиссера наверняка стал бы одним из главных претендентов на основной приз фестиваля, однако принципиальная Кейт Бланшетт в роли главы жюри сказала свое веское слово еще на этапе отбора фильмов. Именно она была категорически против того, чтобы включать ленту провинившегося режиссера в основную программу. В виде компромисса показ фильма состоялся вне конкурса и не претендовал на призы.

 

5. Игнорирование фестиваля и немного политики

На кинофестиваль не приехали сразу несколько режиссеров, чьи фильмы участвовали в конкурсе. Легенда мирового и французского кинематографа, 87-летний Жан-Люк Годар, снова проигнорировал приглашение на кинофестиваль. Хотя его новая картина «Книга с картинками» была выбрана для участия в основном конкурсе и получила специальный приз фестиваля, сам Годар остался верен своим давним принципам и не удостоил почитателей присутствием.

Кадр из фильма «Три лица»

Однако более значительным явлением стало отсутствие сразу двух режиссеров, которые не смогли приехать по политическим причинам. Первый из них — иранец Джафар Панахи. Лауреат самых престижных кинопремий был в 2010 году арестован иранскими властями за участие в антиправительственной акции протеста и осужден на шестилетнее заключение. Несмотря на домашний арест и 20-летний запрет на режиссерскую деятельность, Панахи продолжает снимать кино (на своей даче, как фильм «Закрытый занавес») и показывать его на главных мировых кинофестивалях (представленная в Каннах в 2011 году лента «Это не фильм», например, была вывезена из Ирана на флеш-карте, спрятанной в пирожном). Панахи запрещено выезжать за границу, и в этом году приз за лучший сценарий в его картине «3 лица» получала вместо режиссера его дочка.

Кадр из фильма «Лето»

В поразительно похожей ситуации находится и российских режиссер Кирилл Серебренников, чей фильм «Лето» тоже был отобран для участия в основной программе. Во время съемок фильма, рассказывающего о ленинградской молодости Виктора Цоя, Серебренников был арестован российскими властями по обвинению в хищении государственных средств и был перевезен для суда в Москву. Режиссеру удалось смонтировать ленту под домашним арестом, но приехать на кинофестиваль ему не разрешили. Хотя Кейт Бланшетт заявила, что политические соображения не будут критерием оценивания, многие все же назвали отбор кинофильмов политическим заявлением. Свою позицию корректно высказывает и директор Тьери Фремо: во время награждения фильма Сергея Лозницы «Донбасс» за лучшую режиссерскую работу в программе «Особый взгляд» глава фестиваля объявил минуту аплодисментов в честь Олега Сенцова, приговоренного российскими властями к 20 годам заключения в колонии строгого режима.

 

6. Харви Вайнштейн и тут, и там

Этот год также отметился скандалом вокруг главной ежегодной вечеринки Каннского кинофестиваля AmfAR. Традиционное мероприятие, проходящее на мысе Антиб между Каннами и Ниццей — самая громкая вечеринка фестиваля, куда съезжаются звезды со всего мира. Ее идея заключается в сборе средств для борьбы со СПИДом. Однако проблема заключается в том, что многие годы вышеупомянутый Харви Вайнштейн был главным действующим лицом этого благотворительного мероприятия. Ассоциация личности Вайнштейна с AmfAR’ом стала настолько устойчивой, что вследствие обвинений американского кинопродюсера в сексуальных домогательствах, традиционная ведущая благотворительного аукциона Шерон Стоун и музыкант Фаррелл Уильямс отказались от участия.

Интрига заключалась в том, какие соображения перевесят среди остальных гостей и окажется ли благотворительная цель мероприятия важнее, чем осуждение Вайнштейна. Звездные гости, которые пришли на вечеринку, высказались в поддержку того, что цель AmfAR слишком важна, чтобы игнорировать ее из-за поступков одного человека. Вместо Шерон Стоун аукцион провели Хайди Клум и Бенисио дель Торо, а музыканта Фаррелла Уильямса заменили Стинг и Шегги. Однако опасения отчасти оправдались — вечеринка была менее людной, чем обычно. Хотя то же самое можно сказать и о самом фестивале: отсутствие громких актерских составов сместило фокус мероприятия со светской на профессиональную сторону.

Качество и содержательность фильмов конкурсной программы — лучшее подтверждение тому, что фестиваль взял правильный курс с долгоиграющими последствиями как для кинематографа, так и для общества в целом.

Источник фото: gettyimages.com, kinopoisk.ru