Низка зарубежных СМИ изобиловала материалами о расизме, ксенофобии и дискрфминации в отношении иностранцев, пытающихся эвакуироваться из Украины. Так ли это?
Корреспондентка ВВС, освещающая вопросы миграции, в материале рассказала, что иностранным студентам во Львове не разрешили сесть на поезда, курсирующие на западные границы Украины. Журналисту Deutsche Welle иностранные студенты на польской границе жаловались, что цвет кожи мешал им при эвакуации.
2 марта Суммы проснулись от мощного ракетного удара по территории Государственного лицея-интерната «Кадетский корпус» им. И.Харитоненко) и военной кафедры СумГУ. На следующий день к вечеру были бомбардированы инфраструктурные точки города, в том числе ТЭЦ и подстанция. В результате Сумы остались без электричества, водоснабжения и частично мобильной связи. Из-за авиаобстрелов район Химгородка, где расположены общежития Сумского государственного университета, также остались без водоснабжения и электроэнергии. К моменту эвакуации в общежитиях университета находилось около 1 700 иностранных студентов. К эвакуации присоединились администрация университета и волонтеры. Подробнее как это происходило, рассказала Татьяна Майборода, координатор СумГУ по иностранным студентам. В мирное время Татьяна занимает должность заместителя директора Института бизнеса, экономики и менеджмента СумГУ по координации сотрудничества с иностранными институтами и работе с иностранными студентами.
Как вы восприняли новость о нападении, как отреагировали студенты?
Невозможно быть готовым к войне. Это был шок. Однозначно. Несмотря на то что о возможности нападения говорил весь мир. Конечно, у студентов был страх и отчаяние, ведь в первый же день российские танки и армия были в пригороде Сум по всем направлениям, и уехать из города, а особенно организовать выезд такого большого количества иностранных студентов (в СумГУ их на момент начала вторжения было больше 1700) не было возможным. И это было страшно.
Из каких стран и на каких специальностях учатся иностранные студенты в СумГУ?
В СумГУ учится около 2 000 студентов из 50 стран мира. Наибольшая численность студентов из Индии, Нигерии, Танзании, Ганы, Турции, Кении, Руанды, Эквадора, также представители Великобритании, Ирландии и т.д. Самая многочисленная группа — это студенты специальности «Медицина», также «Компьютерные науки», «Менеджмент», «Международные экономические отношения», «Экономика» и т.д. Также в момент вторжения было много студентов подготовительного отделения. Некоторые студенты покинули территорию Украины до начала войны.
Как была организована помощь и эвакуация студентов?
Университет, его комплекс общественного питания и многие его сотрудники присоединились к помощи. Из собственных резервов доставляли продукты, воду в общежитие. Реагировали на конкретные обращения отдельных студентов о помощи. Благодарим нашего секретаря городского совета Олега Резника, также его команду Первого Сумского гуманитарного штаба — они просто невероятны, каждый день организовывали доставки: питание, молоко, яйца, мясо, крупы. Были предоставлены контакты психологов СумГУ, в том числе англоязычных, для поддержки студентов. После бомбежки подстанции и отключения города от электричества, воды и связи студентам было очень тяжело, несмотря на всю поддержку, которую мы пытались им оказать. Они были в панике. Они боялись за свою жизнь и просто требовали отправить их домой. Эвакуация должна была отразиться 7 марта, но российская сторона сорвала договоренности. Студенты были сильно подавлены этим. В ночь на 8 марта объявили о создании «зеленого коридора». Все происходило очень быстро. Эвакуировать большое количество студентов в столь сжатые сроки, когда каждый хочет первым сесть в автобус и наконец выехать из города было очень сложно. При координации нашей ОГА, МИД, посольств некоторых иностранных государств, усилиями ректора Василия Карпуши и оставшихся в городе Сумы сотрудников университета это все-таки удалось. Для первого этапа студенты начали садиться в автобусы в 7 утра, и выехали колонной из Сум после 10-ти. Второй этап эвакуации начался в этот же день в 13, из-за чего они очень волновались. Через два часа автобусы второго этапа таки тронулись и мы смогли наконец выдохнуть.
Все студенты хотят покинуть Украину?
Были студенты, которые не хотели покидать Сумы, но их уговорили. Мне пришла фраза нашей студентки из Эквадора: “Нас семеро и собака, без которой я не поеду…«
Студенты, особенно студенческие лидеры стран помогали со своими согражданами, ведь информацию и инструкции нужно было распространять быстро и четко, соблюдать логистику. Некоторые искали частные авто для выезда, чем смогли уменьшить нагрузку на автобусы. До начала откровенных бомбежек города студенты приобщались к волонтерству, помогали средствами, теплыми вещами.
У нас были некоторые студенты, которые не хотели покидать Сумы, но мы их уговорили.
Как налажена связь с их родными?
Это отдельная история. Это был отдельный кусок работы. Вы понимаете, что такое успокоить или найти слова для родителей, которых ничего не может успокоить, потому что их дети в зоне боевых действий, в городе, где падают бомбы. Ко мне каждый день обращались с вопросами: «Когда вы увезете наших детей? Почему вы их не вывозите?» М общались лично, делали zoom-встречи, работали через родительские комитеты по странам (где такие, как, например, Танзания, Нигерия).
Сегодня мне позвонил папа нашего танзанийского студента, очень благодарил и сказал, что его сын обязательно вернется в СумГУ, в наш прекрасный город, чтобы получить образование и стать врачом. Это было невероятно. После всех сложных телефонных и онлайн разговоров.
Видимо, мы таки что-то делали правильно. И в нашем университете, и в людях есть что-то особенное.
С какими проблемами вы столкнулись во время эвакуации?
Эвакуация в условиях войны, приведшая к перебоям со связью, снабжением теплом, электричеством — это не просто. СумГУ имеет несколько локаций с общежитиями, где проживают иностранцы. Несмотря на наши призывы находиться в определенном кампусе общежития, студенты все равно «мигрировали» в поисках лучших условий — перебирались на квартиры или дома к друзьям. Собрать и организовать такое количество студентов в столь сжатые сроки… Проконтролировать. Быть со всеми одновременно на связи. Трудно, практически невозможно. И мы выстояли.
По нашим подсчетам за первый день эвакуации мы вывезли более 1 400 студентов СумГУ, которые на тот момент еще находились в городе. Кроме того, еще были иностранцы, проживающие в Сумах, их семьи, студенты СНАУ и СПГУ. Мы это сделали. И это самое главное.
Как вам может помочь каждый из сумчан и не сумчан?
Сумчане помогали. Было много разной информации, вы знаете, как это разгонялось в некоторых мировых СМИ. Что иностранные студенты без еды, без воды, на холоде и никому нет до них дела… Присоединялись и волонтеры, и коллеги (некоторые даже борщ им дома варили), и просто неравнодушные украинцы. Сумчане проявили себя очень человечными, в принципе, какими мы и являемся. Не сумчане также помогали, подсказывали на вокзалах и на границах, где очереди для иностранцев и помогали по другим вопросам.
Чем еще могут помочь? Сделать все, чтобы иностранные студенты вернулись в СумГУ. Наши студенты также здесь многое оставили, как, собственно, и украинцы, вынужденные оставлять свои дома из-за вторжения России. Иностранцы хотели и хотят получить образование в Украине. Поэтому восстановление инфраструктуры, имиджа, мира — совместная работа, которая ждет нас в скором будущем, я надеюсь.
Сегодня после всего пережитого, я спросила у нашей студентки из Руанды, в июне она уже должна была бы закончить наш университет и получить диплом врача (6 лет обучения), а сейчас безопасно добралась до Тернополя и завтра будет направляться на границу с Венгрией: “ Какие твои самые большие страхи и беспокойства сейчас, после того как тебе удалось эвакуироваться из Сум?” И меня больше всего поразило, что это был ответ не о том, как я закончу учебу и получу диплом. Она сказала: “Я хочу, чтобы не бомбили мой любимый университет и жилье людей в городе, которое стало нам вторым домом”.
У каждого на этой войне свой фронт. А потом будет победа. И мы обнимемся. С нашими детьми-студентами здесь в Сумском государственном университете Украины.
Фото из собственного архива Татьяны Майбороды
Читайте также: Поддержать Украину через международный фонд «Красный крест»