Умершая художница-шестидесятница Любовь Панченко, находившаяся в Буче во время российской оккупации. Ей было 84 года. Об этом сообщил мэр Бучи Анатолий Федорук. Об этом сообщил мэр Бучи Анатолий Федорук.
«Любовь Панченко не смогли сломать в КГБ, но художница очень пострадала во время нового русского нашествия», – написал он.
Светлая память талантливой художнице. Вместе с проектом «60. Потерянные сокровища» вспомним жизнеописание художницы и дизайнера.
Любовь Панченко работала в разных жанрах искусства — в ее наработке лирические акварели, линогравюры, роскошь фантазийных декоративных росписей и неповторимые картины-коллажи из пальто. Все ее творчество имело ярко выраженный украинский колорит, что во времена коммунистического застоя считалось проявлением «буржуазного национализма» и, соответственно, тормозилось, замалчивалось властью. Ее история от
-com-ua-Resize-UlKGshiwbmWmBiVb.jpg» alt=»Любовь Панченко» width=»559″ height=»559″ /> Коллаж @ bratyart[/caption]Однажды летом художницы привели вороненок, которого она выкормила и приручила. Так ее запомнили друзья: высокая и стройная, с длинной черной косой, а на плече сидит ворон.
Любовь Панченко – живая легенда украинского национального искусства. Родилась в 1938 году в деревне Киевской области. Родители никогда не одобряли восхищение рисованием. В детстве Любу били по рукам, если она бралась за карандаш. Девушка не получала помощи от семьи, когда училась в училище прикладного искусства, поэтому плохо питалась и сильно болела.
Свой талант Панченко раскрыла, став дизайнером одежды. Создавала эскизы одежды, декоративную роспись, аппликации из ткани, графику, живопись. Схемы разработанных Любовью вышивок печатал главный женский журнал тогдашней Украины «Советская женщина». Затем эти узоры копировали мастерицы по всей республике.
Она всегда отстаивала украинский язык и культуру. Панченко рисовала писанки, вышивала национальные костюмы для хоров, собирала деньги для помощи политзаключенным, которые отбывали наказание «за антисоветскую агитацию и пропаганду». При ее участии в Киеве возродилась традиция рождественского колядования и вертепа.
В 1964 году Алла Горская, Людмила Семыкина, Галина Севрук и Афанасий Заливаха изготавливают витраж «Шевченко. Мать» в Киевском университете имени Шевченко. Тогда Панченко делает эскизы украинских полотенец и оформляет стены Музея Тараса Шевченко.
-com-ua-Resize-RIDaomlCJERznU.jpg» alt=»Любовь Панченко 45″ width=»560″ height=»838″ /> Шляпка. Музей шестидесятничества.[/caption] -com-ua-Resize-JxFM8EqmDX.jpg» alt=»Любовь Панченко 8″ width=»559″ height=»837″ /> Кичка и свита. Музей шестидесятничества.[/caption]Во всех произведениях Панченко, независимо от техники исполнения, есть украинские мотивы. Она хорошо знала народное искусство и опиралась на него в своей работе. В частности, вплетала национальные орнаменты в рисунки и дизайн одежды.
Судьба Любви сложилась драматично. В советское время ее произведения не выставляли и не печатали. Художница спасалась вышивкой. Сегодня работы художницы можно увидеть в частных коллекциях ее друзей, а также в фондах украинского Музея шестидесятничества.
-com-ua-Resize-CY0cXyDfY1GInoor.jpg» alt=»Любовь Панченко 2″ width=»562″ height=»895″ /> «В мир». Коллаж. Пальтовая ткань. Музей шестидесятничества.[/caption] -com-ua-Resize-KfRXBuIB9zR.jpg» alt=»Любовь Панченко 9″ width=»559″ height=»864″ /> «Зверюшка». Декоративная роспись. Частная коллекция.[/caption] -com-ua-Resize-btGwFJls3Gj.jpg» alt=»Любовь Панченко» width=»560″ height=»772″ /> «Весеннее пение». Декоративная роспись. Серия работ «Весеннее пение». Бумага, темпера. Музей шестидесятничества.[/caption] -com-ru-Resize-FdWYP54HkjGtjSYJ.jpg» alt=»Любовь Панченко 3″ width=»561″ height=»879″ /> «Лилея». Коллаж. Пальтовая ткань. Музей шестидесятничества.[/caption] -com-ua-Resize-hvBdh7lcq1MpvJd.jpg» alt=»Любовь Панченко 7″ width=»1007″ height=»629″ /> «Казак Мамай». Коллаж. Пальтовая ткань. Музей шестидесятничества.[/caption] -com-ua-Resize-gZaKUwHNhV76H78.jpg» alt=»Любовь Панченко 6″ width=»1004″ height=»675″ /> «Неожиданная встреча». Коллаж. Пальтовая ткань. Музей шестидесятничества.[/caption]«Те, кто туда входил, работали под чужую дудку, а я – под свою. Мне всю жизнь навязывали политику, а я была далека от нее. Но всегда и везде разговаривала на украинском языке», — Любовь Панченко объясняет, почему, несмотря на высокое профессиональное мастерство, не член Национального союза художников Украины.
Этим материалом мы продолжаем серию материалов о выдающихся украинских шестидесятницах.
Фото:treasures.ui.org.ua