Как объяснить то, что в эпоху сверхсовременных технологий и политической корректности женщины до сих пор должны доказывать, что они – такие же люди, как и мужчины? Когда мы, мужчины, по крайней мере, раз в год – 8 марта – вспомним о прекрасной половине человечества и даже подарим букет или уберемся в доме, некоторые из «этаких неблагодарных» наберутся наглости и устроят… очередной марш за права женщин. Вот такой! Какая коварство, ведь мы готовы их на руках носить… Конечно, это грустная ирония, ведь уже на следующий день большинство из «рыцарей» снова наденет доспехи кормильцев и победителей, а прекрасную половину человечества отправят туда, где им вроде бы место – на кухню… pre>
Какого именно равенства стремятся женщины? Неужели им запрещено законом где-то работать, не имеют ли они права на волеизъявление? Подобные марши в Украине проходят не впервые, и замечают ли их участницы какие-либо положительные сдвиги в отношении их свобод? Чем их требования отличаются от подобных маршей в Швеции или Канаде? И почему мужчины, которые вроде бы всегда готовы помочь прекрасной половине, превращаются в взбешенных тварей в отношении таких мер? Или, возможно, женщины хотят чего-то столь естественного и очевидного, что патриархальному обществу просто трудно это понять?
Праздник советской женщины
Мы уже упоминали омерзительный советский сценарий Международного женского дня, который, к сожалению, почти в неизменном виде поселился в нашей современной стране. По мнению экс-директора Amnesty International в Украине Оксаны Покальчук, Советский Союз использовал права женщин, в том числе праздник 8 Марта, для отбеливания своей репутации на международной арене, ведь большевики строили свою репутацию на идее равенства. ХХ век был переполнен бурным развитием прав женщин, и позиция Советского Союза имела обманчиво прекрасный вид: о равенстве, о доступе, о возможностях для женщин, о свободе. Благодаря определенной идеализации СССР прогрессивными сообществами западного мира в глазах иностранцев ситуация с правами женщин в Союзе выглядела мечтой, к которой следует стремиться, но реальность была совсем другой.
Подозреваю, что если бы основательница Международного женского дня Клара Цеткин с помощью машины времени попала бы на типичное празднование 8 Марта в Советском Союзе или современной Украине (в конце концов, разницы нет), она бы очень разочаровалась. В последние десятилетия красной империи первоначальная задумка этого праздника настолько отошла от прав женщин в сторону «красоты и женственности», что сама идея защиты таких прав была почти сведена на нет. Это была сознательная политика Советского Союза, когда розовой тряпкой прикрывали реальные проблемы с правами женщин. Сейчас мы эту тряпку снимаем и переосмысливаем, что же на самом деле означают права женщин. Дело вовсе не в венике из тюльпанов, который женщина сама может купить, и не только на 8 Марта, но и в ежедневной поддержке, взаимопонимании и уважении…
Боксерки-трактористки
Именно прошлый век, извините за клише, можно считать началом освобождения женщины из домашнего крепостного права. Но вот сам процесс феминизации вызвал не только возмущение и неадекватную реакцию среди рядов традиционалистов (здесь все понятно), но и достаточно содержательные замечания некоторых необычных женщин. В частности, Агата Кристи, вклад которой в дело освобождения женщин возражать просто смешно, ведь она не только сдвинула мужчин с трона самых успешных авторов детективов, но и создала ряд умных, остроумных и волшебных героинь. Возьмем ту же мисс Марпл, которая прекрасно чувствует себя без всякого человека в своей жизни. Но вот эмансипацию Кристи, в шутку или нет, считала сугубо мужским изобретением: «Мы, женщины, повели себя глупо – стали вопить, чтобы нам разрешили работать наравне с мужчинами. Последние охотно ухватились за эту идею». По мнению писательницы, подобное «достижение» отбросило женщин в первобытный строй: «Сначала мудро объявив себя слабым полом, мы теперь уравнялись с первобытными женщинами, которые целый день работали в полях… Они шли, положив на голову тяжелое бремя домашнего монашества, тогда как самцы гордо гарцевали впереди».
Возможно, королева детектива слишком строга в своих суждениях, но давайте посмотрим, куда именно женщинам «позволили» попасть. Они водят поезда? Да. А сколько из них управляют железными дорогами? Они боксируют на ринге? Да. А сколько из них управляют промоутерскими компаниями? Они преподают в школах? Да. А сколько из них попали в высшие эшелоны академий? По мнению основательницы общественного движения «Марш женщин» Елены Шевченко, «мужской клуб» до сих пор придерживает самые лакомые кусочки для себя, пропуская женщин, только когда пол впереди может провалиться…
Зарубежный сценарий
Что же, первые марши женщин действительно касались социально-экономических вопросов. Так, в 1857 г., конечно, 8 марта, в Нью-Йорке произошел «марш пустых кастрюль», участницы которого требовали равной оплаты труда. А 8 марта 1908 г., опять-таки в Нью-Йорке, более 15 тысяч протестующих требовали не только равных условий труда, но и избирательного права для женщин. И, забегая вперед, скажу, что женские марши регулярно проходят в демократических странах, что означает наличие разных проблем в отношении гендерного равенства даже в толерантных обществах. У нас есть определенный стереотип, что в развитых странах, особенно в Скандинавских, уже все хорошо с гендерным равенством. Но это не совсем так, там продолжается трансформационный процесс, однако он начался значительно раньше и уже увенчался определенным успехом как на законодательном, так и на ментальном уровнях.
Итак, какие проблемы гендерного характера могут существовать на западе? Те, что и у нас. Речь идет не о какой-то их уникальности, а более эффективном подходе к их решению. Например, благодатная Швеция – одна из антилидерок в Европе по количеству изнасилований на душу населения. Так что там живут сами извращенцы? «По-другому, эта статистика показывает нам, что это государство попыталось наладить такую систему защиты пострадавших и максимально эффективно работающую», – отмечает директор украинского филиала Amnesty International. И не всегда прогресс в борьбе за права женщин происходил, как говорится, «от запада к востоку». Например, в СССР женщины всегда могли голосовать, а вот в европейском Лихтенштейне – только с 1984 года…
Новые амазонки
Среди известных лидеров женского сообщества, благодаря которым другие женщины получили значительные права, следует также упомянуть Эммелин Панкгерст, возглавлявшую суфражистское движение в Великобритании. Именно благодаря ее деятельности жительницы Соединенного Королевства получили право на участие в выборах, хотя из-за этого Эммелин семь раз арестовывали. Но были большие борчины за права женщин и среди украинок, в частности, создавших первый украинский женский альманах «Первый венок». Это и Ольга Кобылянская, и Елена Пчилка, и Анна Барвинок, и Ульяна Кравченко. У них хватило сил, сил и ума издавать первый чисто женский альманах.
Почему такого хотят женщины? Прежде всего, они стремятся к реальным, а не декларативным изменениям, чтобы принятое демократическое законодательство существовало не только на бумаге. Также они совсем не хотят устраивать войны с мужчинами, но надеются на то, что последние будут нормально воспринимать распад домашних обязанностей. Ведь женщины, работая в таких же объемах, как и их коллеги-мужчины, вынуждены почти единолично выполнять домашнюю работу и воспитывать детей. Мы, наконец, должны взять себе в толк, что женщины – просто люди. Со своими недостатками и предпочтениями, способностями и предпочтениями. Чем больше разных людей, тем ярче палитра нашей планеты…
Автор: Алексей Бердник
Читайте также: 8 МАРТ — ВЫХОДНЫЙ: ОПРЕДЕЛЕН РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА В «ДЕЙСТВИИ»