Специально к стартующему сегодня фестивалю «Дни доступного кино» агентство инициировало проект, в рамках которого представители культурной индустрии объяснили, почему кино должно быть доступным.
К инициативе присоединились режиссер и актер Ахтем Сеитаблаев, совладелец сети кинотеатров «Планета кино» Дмитрий Деркач, режиссер Сергей Чеботаренко, детская писательница Маша Сердюк, режиссер Антонио Лукич, куратор индустрийной платформы и программер фестиваля Docuda «Общественная студия» на канале «UA: Первый» и переводчик жестового языка Игорь Шавро.
Читайте также: Исландская группа GusGus присоединилась к созданию нового проекта — «Звуки Чернобыля»
Недавно я завершил работу над фильмом «Пульс» об украинской чемпионке, которая попала в аварию и почти полностью потеряла зрение. Но потом она нашла в себе силы и победила на Паралимпиаде в Пекине. Это история о преодолении, история о жизни, история о каждом из нас. И очень важно, что благодаря команде агентства Доступное кино этот фильм смогут посмотреть или послушать все.
Рей (2004), реж. Тейлор Гекфорд
Биографический фильм о великом музыканте Рэе Чарльзе. Одна из лучших ролей Джейми Фокса, я бы даже сказал лучшее воплощение в истории кино, исходя из моего личного опыта. Именно за эту роль он получил премию Оскар. Фильм рассказывает историю мальчика, который начал терять зрение еще в детстве, но благодаря игре на пианино нашел свой путь и стал лучше. История преодоления, успеха и любви, невероятное кино затронувшее сердца многих.
Иногда я думаю о том, что очень часто мы, люди, начинаем ценить какие-то простые вещи только когда мы их теряем или вообще не имеем. Так же как и люди, которые хотели бы посмотреть кино, но не имеют такой простой возможности. Поэтому важно делать кино доступным для всех людей, в том числе для тех, кто имеет нарушение слуха или зрения.
«Антон здесь рядом» (2012), реж. Любовь Аркус
Эталонный фильм с точки зрения отношения режиссера к теме и героям. Документальный фильм о мальчике с аутизмом, рассказанном с очень правильной интонацией и эмпатией. Человеческий фильм на сложную тему. Фильм, в котором режиссер буквально проявил определенный героизм по отношению к жизни главного героя — после съемок Любовь фактически усыновила парня.
Я обожаю рассказывать детям разные истории. Писать для детей не так уж трудно, главное все подробно им описывать: как выглядит главный герой, какого цвета у него волосы, как выглядят его друзья, во что они одеваются, как выглядит местность, где происходят события, какое время года за окном. Давать максимально много подробностей, чтобы была возможность нарисовать в голове некую картинку. И из кино нужно делать так же, чтобы люди с нарушением слуха или зрения также имели возможность представить себе все, что происходит на экране. Потому что кино – это круто, и оно должно быть доступно каждому.
«Маленькая смерть» (2014), реж. Джошуа Лосон
Австралийская комедия об отношениях в разных парах, и есть переплетающиеся между собой истории. Одна из пар — не слышный парень и девушка со слуховым аппаратом, которые они общаются с помощью жестовой речи. Девушка работает в колл-центре, и он звонит ей по скайпу с просьбой быть сурдопереводчиком во время секса по телефону. Девушке не удобно, она говорит, что не может такое переводить, а он пытается ее убедить. И это очень клевая история с той точки зрения, что все люди одинаковы и хотят одного и того же, например, заниматься сексом, но как сделать это человеку, который не слышит в телефонном режиме? Это и смешно, и грустно, и о жизни.
Мы в Украине часто не имеем выше телеканалов или больших новостных СМИ показателей по просмотрам, но имеем в десятки раз большую вовлеченность в создаваемый контент, лояльность от зрителя, который готов поддерживать финансово, распространяя продукт или приобщаясь как волонтер. И мы понимаем ценность зрителя, что хоть и не массовый, но он является частью именно той аудитории, которая готова творить изменения. Я убежден, что доступное кино – это о том же. Люди с инвалидностью чрезвычайно сильны, потому что часто проходят по вызовам, которые другим не под силу понять. Именно поэтому все больше инклюзивного контента будет только формировать мощные сообщества.
«Форрест Гамп» (1994), реж. Роберт Земекис
Мой любимый фильм о такой силе довольно старый и уже культовый, но я впервые его просмотрел недавно – это «Форест Гамп». Это кино о том, как собственные особенности конвертируются в преимущества вместо того, чтобы превратиться в недостатки. И о возможности влиять глобально на мир, даже действуя и мысля локально. И еще это кино о доверии, нехватке доверия – это, наверное, один из самых сложных вызовов для человека.
Несколько странно говорить о том, что кино должно быть доступно всем людям без исключения, независимо от условий и обстоятельств их жизни, –
это кажется очевидным. Хотя кто-то обязательно скажет, что «пирамида Маслоу» так устроена, что в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей с физическими или ментальными нарушениями доступ к потреблению продуктов культуры уступает другим потребностям. Но мне кажется, культурные потребности – это очень важно, а иногда даже более важно, чем что-либо другое.
В этом году мой фильм “Земля голубая, как апельсин” принимал участие в американском кинофестивале независимого кино Sundance. Среди прочего меня поразило количество участников и участниц с ограниченными физическими возможностями: это касалось как кинематографистов, так и зрителей. Никогда не видела столько людей в колясках на наших украинских фестивалях, и меня это очень задело за живое.
Впоследствии наш фильм принимал участие в Международном фестивале документального кино о правах человека Docudays UA. Показ фильма на этот раз проходил онлайн. После фестиваля я получила множество отзывов от разных украинских зрителей, и среди них было письмо от одного мужчины, имеющего ограниченные физические возможности. «Если бы фильм не демонстрировался онлайн, я бы еще очень долго, а может, никогда не смог бы его посмотреть». Этот комментарий мгновенно примирил меня с мыслью о том, что у нас не было тогда показа в кинотеатре из-за карантинных мер. В течение суток его смогли посмотреть тысячи людей, и в частности не ходящих в кинотеатры. Конечно, мне очень хочется, чтобы все люди без исключения могли их посещать. Также в рамках этого фестиваля наша лента имела тифлоперевод, обеспечивающий возможность демонстрации фильма для людей с нарушением зрения. Меня радует, что таких инициатив и проектов все больше в Украине.
«Я — Сэм» / I Am Sam, Джесси Нельсон, 2001
Трудно выделить один фильм на тему инклюзии – есть много сильных лент. Но мне только что вспомнился один американский фильм, который мы недавно смотрели вместе с моим 10-летним сыном. «Я — Сэм» рассказывает о девочке Люси, которую самостоятельно воспитывает ее отец, имеющий задержку психического развития (Шон Пенн). Ему сорок лет, но он имеет ум 7-летнего ребенка. В то же время, его дочь очень сообразительна и она стремительно растет… Очень пронзительный и щемящий фильм, который, к счастью, не дает однозначных ответов на все сложные вопросы и, возможно, имеет не очень реалистичный финал. Однако суперсила родительской любви главного героя в исполнении Шона Пенна – это нечто, остающееся со зрителем надолго после просмотра фильма. А еще девочку Люси фантастически сыграла здесь совсем маленькая Дакота Фаннинг, и на это тоже стоит посмотреть. Ну и учитывайте также, что в этом фильме есть много песен “The Beatles” (умеется).
Читайте также: Эйджизм: что это и почему его следует бояться уже сегодня