Закрыть
UA
Мода

Бодишейминг и эффект маятника: колонка психолога

Поделись:

Как время меняет стандарты красоты? Почему люди все еще обсуждают чужие тела и как этот процесс запускает эффект маятника в обществе? Объясняет психология Юлия Гайдай на примере скульптуры «Уверенная» во Львове.

Бодипозитив и эффект маятника

В соцсетях вспыхнул спор из-за бодипозитивной скульптуры женщины во Львове. Статуя авторства украинского художника Василия Корчевого «Уверенная» вызвала недовольство. Ее называют «отвратительной», «извращением», «монстром», «травмирующей детей» своим видом. В то же время немало украинцев и украинок выступили в защиту скульптуры в комментариях.

Сам художник в интервью КР.UA говорит: «Я создал красивую женщину. Настаиваю это красивые женщины. Если кому-то такие не нравятся, пусть будет красивая скульптура…. Пышная женщина – красивая, потому что она мягкая, теплая, нежная». А на вопрос интервьюера, действительно ли полнота придает женщине сексуальность, отвечает: «Конечно! Есть такая мулька, что 5 процентов мужчин любят полных женщин, а 95 – очень полных. Только не все себе в этом сознаются. Это как москалей зомбировали, что украинцы – плохие, так и мужчин, что красивые – только худые женщины. Конечно, худенькие тоже красивые, у меня много фигур худеньких. Пышные женщины – это другая красота. Моя выставка так и называлась: «Другая красота». Там были только полные фигуры».

А в комментарии УНИАН одна из организаторов выставки Анна Годун отметила, что такая реакция людей абсолютно нормальна. По ее словам, это означает, что скульптура не оставила никого безразличными.

«Я бы не называла это возмущением, это дискуссия, обсуждение. И это нормально, люди имеют разные мнения и имеют право их выражать. Да, эти скульптуры эксцентричны. Но их критикуют прежде всего люди, которые не хотят разбираться, они руководствуются своей первой эмоцией. Но когда мы об этом с ними говорим, рассказываем, они начинают понимать, и их мнение меняется буквально на глазах. Это все работы известных в мире художников, выставлявшихся в самых известных музеях. И очень хорошо, что они вызывают эмоции, дискуссию, никого не оставляют безразличными», — сказала Годун.

Такие события действительно вызывают резонанс в обществе и подталкивают людей к дискуссии. Ценители стандартизированной красоты ужасаются, а поклонники бодипозитивного движения возмущаются их критикой.

Люди склонны принимать подобные явления и творения за пропаганду и навязывание нереалистичных, «нездоровых» представлений о красоте.  Но что происходит на самом деле? Это так называемый эффект маятника.

Представьте маятник. Фактически это нить с грузом, который тянет вниз. Если отвести груз вправо и отпустить, маятник, пройдя среднее положение, по инерции отклонится влево. При этом мы не прилагаем никаких усилий, чтобы маятник отклонился влево. Для этого достаточно прекратить действие сил, двигавших маятник вправо.

С точки зрения групповых процессов эффект маятника можно описать так: каждое следующее поколение пытается выстроить свою жизнь иначе чем предыдущее. Часто полностью отрицая предыдущий опыт, строя свою жизнь и делая свои выборы противоположным образом. По модели «от обратной».

Например, если человек рос в семье, где было много самостоятельности, свободы, недостаточно должной заботы и опеки, повзрослев, человек, росший с ощущением недостатка заботы, эту заботу, внимание и опеку будет предлагать своему ребенку в «товарных» количествах».  Для того чтобы было «по-другому».

Мы склонны строить семью и отношения в поисках компенсаций за дефициты, созданные в среде, в которой мы росли. И у каждого собственная история и собственные дефициты.

Возвращаясь к представлениям о женской красоте, можно предположить, что маятник качнулся и здесь. Идеал красоты, как условно и отметил автор скульптуры, создан искусственно. Идеал красоты меняется всю историю, заменяя одну тенденцию противоположной, согласно культурному, историческому и политическому контексту.

В XVII веке мука и сахар были дорогими. Соответственно признаком благополучия и статуса была пышная красота. Во времена индустриализации идеалом считалась «хрупкая женщина» – та, которая не может работать.

На каждую эпоху – свои узкие стандарты социально одобренного внешнего вида женщины. Одно искривление сменяется другим. Маятник шатается от «героинового шика» с критическим скотом до «красоты плюс сайз», который фиксируется как пропаганда ожирения. От нарратива, который социум задает узкий стандарт красоты, к более индивидуальному и широкому восприятию этого понятия.

Все, что мы можем делать – продолжать говорить, дискутировать, расширять свое представление о красивом. И, возможно, когда-нибудь этот расшатанный маятник остановится где-то посередине. В месте, где каждый сможет принимать свое тело с удовольствием.