Закрыть
UA
Мода

Быть человеком. Волонтеры об отношении украинцев к помощи

Поделись:

В это трудное время украинцы и народы из соседних стран сплотились, чтобы помочь друг другу. Кто-то с благодарностью принимает ее, а кто-то – нет.

24 февраля. Начало полномасштабного вторжения России в Украину. Испуганные люди бросились в бегство кто куда, чтобы уберечь свою жизнь и свою семью. Страх, паника, отчаяние – эти ощущения преследуют почти каждого украинца и сегодня, хотя возможно не каждого.

Беда сплотила нас, поэтому в считанные часы образовалась самая мощная волонтерская сеть, которая помогает во всех уголках страны, особенно где слишком горячо. Люди на добровольной основе тратят свои средства, время и здоровье, рискуя им, чтобы помочь нуждающимся. Большинство украинцев действительно принимают помощь не как дань, а как шанс на спасение, но есть и другие. Редакция Marie Claire пообщалась с волонтерами из разных городов и узнала, как украинцы принимают благотворительную помощь. Также волонтеры поделились своими рекомендациями, как можно улучшить ситуацию с благодарностью.

 

Диана Мурза, добровольно помогает жителям Первомайска, Николаевской области. Она за собственные средства делает закупку необходимых продуктов и развозит в период отбоя тревоги семьям и нуждающимся людям. 

Расскажите, почему вы решили помогать на волонтерской основе?

Мы стараемся всегда помогать людям, которые в этом нуждаются. Мне очень жаль людей, которые по объективным причинам не могут себя обеспечивать. У нас такая возможность есть, потому моя семья охотно помогает другим. Конечно больше всего, лично для меня, жаль детей. 

Как вы думаете, почему люди иногда не благодарны за это?

Во-первых, люди часто считают, что помощь оплачивается неизвестно откуда или вообще бесплатная, и не понимают, что мы такие же обычные люди, которые делают это за собственные средства. Во-вторых, потому что не делают этого сами – не помогают другим, имеют пассивную жизненную позицию. Не понимают того, что, например, лекарство очень трудно найти/заказать, тем более в период военного положения. Считается, что все очень просто. Также, возможно, считают, что они одни единственные, кому необходима помощь.

Какие рекомендации, советы или пожелания вы хотели бы донести людям?

Одно из того, что я хочу посоветовать, это быть благодарными тем, кто помогает. Это вдохновляет работать и помогать и дальше. Обычно «спасибо» и улыбка, вот что волонтеры хотят слышать и видеть. И еще одно, это помогать другим тем, чем можете помочь именно вы: сходить в магазин за продуктами для человека, который не может сделать это самостоятельно, или нарубить дров, или принести тарелку горячего супа, кто в этом нуждается. Не быть безразличным.

 

Марина Борисова, организует эвакуацию людей из горячих точек. Она находит и координирует автобусы, несет ответственность за сотни жизней каждый день.

Расскажите, почему вы решили помогать на волонтерской основе?

В действительности, в первые дни войны я искала, чем могу быть полезной. У своей коллеги я увидела сообщение об организации эвакуации из Киева и распространила эту информацию, но потом мне начали звонить люди и говорить, что нельзя дозвониться, чтобы записаться на эвакуацию. Я поняла в чем проблема и написала своей коллеге, не нужна ли ей помощь. Как оказалось, эвакуацию организовывали всего два волонтера, у которых был полный хаос и нехватка ресурсов, поэтому я предложила свою помощь, ведь я менеджер и владелица рекрутерской компании, поэтому я имела понимание, как можно помочь.

Сначала я была на регистрации, но позже поняла, что не хватает ни ресурсов, ни денег, поэтому решила присоединиться к этой инициативе и стать организатором. В первые дни у нас было 75 мест в автобусе, а желающих уехать – 500, и от этого хотелось плакать. 

Как вы думаете, почему люди иногда не благодарны за это?

Я считаю, что люди это делают точно не из зла. Я как психотерапевт понимаю, что каждый человек переживает стресс по-своему и в критические моменты они просто не могут реагировать по-другому. Поэтому к этому я отношусь с пониманием и свою команду из 19 волонтеров, работающих на регистрации, предупредила и прописала инструкцию, что такое поведение возможно и ни в коем случае не нужно брать это на свой счет.

Наша цель – привести человека в чувство, успокоить, если он ведет себя некорректно и в критических кейсах, к сожалению, отказать. На практике люди, которые вели себя не ок, и которых мы ставили на место, становятся адекватными и уравновешенными.

Какие рекомендации, советы или пожелания вы хотели бы донести людям?

Во-первых, если волонтер просит вас что-то сделать и готов помочь – нужно внимательно его выслушать или прочитать то, что он написал и сделать все по инструкции. Не задавать 100 вопросов, не относящихся к теме и не рассказывать свою историю. Нам это мешает, ведь волонтерам важно не привлекаться к ситуации в эмоциональном плане. Не игнорируйте инструкции и цените свое время и время волонтеров.

Во-вторых, обращаться к волонтерам адресно. Часто так случается, что мне пишут люди с вопросами, не касающимися эвакуации, и я не могу их проконсультировать, ведь мое направление – перевозка людей с горячих точек. Я рекомендую искать волонтеров непосредственно под ваш вопрос. Нет смысла спрашивать волонтера из Мариуполя, как можно доставить лекарство бабушке в Киеве. От этого теряется эффективность волонтера и его время.

В-третьих, переставать давать советы. Если вы считаете, что волонтеры не работают оптимально, то советую сначала присоединить к их рядам, поработать в таком режиме, а затем предлагать свои идеи. Перед тем, как что-то советовать волонтерам, например создать бот, который будет собирать заявки на эвакуацию, стоит сначала самому стать регистратором и уже потом делать вывод можно ли оптимизировать эту работу.

В-четвертых, люди ожидают от волонтеров “all inclusive”. По типу мы едем во Львов, а люди спрашивают: «А в Польшу меня завезете?», «А квартиру найдете?». Очень важно понимать, что «all inclusive» не будет и некоторые не могут принять решение из-за этого. Не все понимают, что на каждом этапе есть свой отраслевой волонтер.

Читайте также: Дмитрий, волонтер, который помогает украинцам в Польше, вынужденным покинуть Украину. Парень не испытал никаких негативных эмоций от сотрудничества с вынужденно переселенными украинцами.

Как вы думаете, почему люди иногда не благодарны за помощь?

Я слышал о неблагодарности, но лично не встречал таких людей. В моей квартире живут две девушки в Варшаве. Сами они из Киева. У меня маленькая квартира, но все мы мирно уживаемся, никто не приедается. Девушки готовят борщи и убирают квартиру. (Улыбается) Понятно, что если кто-то отдает тебе старые или непригодные вещи, то это трудно принять с благодарностью. Но я считаю, что среди украинцев, вынужденно покинувших страну, больше адекватных людей, понимающих, что мы им не обязаны помогать, но мы это делаем.

Давайте оставаться людьми и ценить друг друга!

Фото:Benjamin Marder/unsplash.com