Понятие digital-этикет появилось более 20 лет назад и означает правила поведения в цифровой среде, одобряемые обществом.
Если мы хотим обратиться с просьбой к человеку или договориться о встрече, желательно сначала написать ему в мессенджере. В последнее время стало дурным тоном сразу же звонить по телефону. Предварительно лучше выяснить, будет ли ей удобно разговаривать и когда. Как правильно вести себя в режиме digital-общения разовела Алина Скибинская, эксперт по межкультурным коммуникациям и современному этикету.
Важно помнить, что ваше первое сообщение может стать единственным. Если оно не понравится собеседнику, он может заблокировать вас, переместить в спам. Поэтому нужно сообщить все для того, чтобы человек принял решение, хочет ли он с вами общаться. Соответственно, первое сообщение не может содержать одно слово «привет». Чтобы человек понял, хочет ли он с вами общаться, вам нужно представиться, рассказать, кто вы и почему ему пишете. Желательно сразу изложить суть своей просьбы, предложения.
Важно помнить, кому вы пишете сообщение. Яркие смайлы и смешные гифки мультперсонаже лучше оставить для разговоров с родными и близкими людьми. При этом нужно понимать, что даже в общении с друзьями лучше использовать только смайлики, которые трактуются однозначно. Непонятно, что означает смайлик со сложенными руками: благодарность или просьба. Иностранец не поймет, что правая круглая скобка – это улыбка, потому что смайлики в виде скобок применяют только в нашей стране.
Делать скриншоты частной переписки с друзьями и пересылать их другим людям – вершина невоспитанности и демонстрация неуважения. Я настоятельно не рекомендую это делать.
Читайте также: Топ-3 мягких навыков для жесткой реальности от Нади Перевозчик
Одна из особенностей диджитал-этикета: всегда думать, будет ли удобно человеку прослушать сообщение прямо сейчас. Так что не обижайтесь, если ваши аудиосообщения будут прослушаны не сразу и даже не вечером, когда у человека будет возможность остаться наедине. Помните, что в этикете мы всегда руководствуемся одним правилом: насколько это уместно? Не поставит ли ваше сообщение кого-то в неудобное положение? И не стоит забывать об окружающих, которым вы можете мешать своим голосом, записывая сообщения в кафе или в транспорте.
Очень грубым нарушением цифрового этикета является добавление человека в разные группы по интересам в Вайбере или Телеграмм без его ведома. В таком случае частный номер человека могут увидеть все участники. Не забывайте, что не все готовы делиться приватными данными с незнакомыми людьми.
Подобные приветствия всегда считались проявлением плохого тона. Важно помнить, что приветствие (даже на словах) – это не только признак внимания и уважения к человеку, но и проявление характера взаимоотношений. Вы не захотели потратить две минуты на то, чтобы написать несколько приятных слов с приветствиями своей коллеге – это демонстрация вашего отношения к ней. Как бы яркой и забавной ни была приветственная мерцающая гифка, она не будет нести никакой смысловой нагрузки без личного обращения к вашему коллеге.
Если мы говорим о современном этикете, то в последнее время принято выключать звук телефона в публичных местах – иначе он может кому-то мешать. И даже звук клавиш на вашем телефоне может раздражать сидящего рядом с вами человека.
Если вас пригласили в кафе, класть мобильный телефон на стол не принято. Во-первых, это негигиенично. Во-вторых, создает о вас впечатление беспокойного человека, который зависит от своего гаджета. Более того, на встрече в кафе листать ленту Инстаграм под столом и лайкать фото – плохой тон. Помните, тем самым вы говорите своей подруге: «Разговор с тобой мне неинтересен. В телефоне у меня более важное дело».
Хочу обратить внимание, что в переписке нельзя сокращать слова вежливости «спс», «бдлск» и т.д. Они существуют, чтобы продемонстрировать собеседнику наше позитивное отношение, благодарность, прощение. Если вы используете подобные сокращения, то экономите на положительном отношении, и это, конечно, не вызывает приятных эмоций.
Важно всегда помнить, что современные нормы и правила поведения создают атмосферу всеобщего уважения, и если вы их соблюдаете, вы тем самым демонстрируете свою воспитанность, а также отношение к окружающим. Будьте вежливы и тактичны даже в онлайн-общении!
Фото: unsplash.com