Совершенствование и обучение — это главная движущая сила в любом деле, тем более, если речь идет о модных брендах. Лера Куткова, фаундерка бренда одежды keepstyle, рассказала редакции Marie Claire о своем обучении в University of Art в Лондоне и раскрыла интересные креативные инсайты, которые могут пригодиться многим дизайнерам.
Как вы решили пойти на обучение и сколько оно длилось?
У меня никогда не было профильного образования, которое было бы непосредственно связано с работой в модном бренде. Поэтому получая все возможные знания только на собственном опыте, учиться в топовом университете мира — всегда было большой мечтой.
Я никогда не хотела жить где-то, кроме Украины, и когда из-за полномасштабной войны временно оказалась заграницей, поняла, что вместо печали и погружения в депрессию, из этих обстоятельств должна взять пользу для бренда и экономики. Вспомнила о Central Saint Martins при Лондонском университете искусств и сразу «пошла» туда сёрчить программы. Так, выбрала для себя летний course, который проходил в кампусе в центре Лондона.
Сколько людей училось на курсе и какой язык преподавания?
Сколько людей училось на курсе и какой язык преподавания?
На курсе нас было около 25 студентов — в основном студенты старших курсов из Parsons, NY. Язык курса был исключительно на английском. Все кураторы, которых было 6, были британцами. Кстати, британский акцент для меня сложнее, потому что я училась разговаривать в Америке, поэтому просто пыталась читать по губам.
Какие главные инсайты вы получили во время обучения?
Главным инсайтом для меня оказался именно подход к обучению и в целом разработке коллекций. Этот курс был рассчитан на то, что ты уже имеешь какую-то базу, можно сказать, что он был advanced. Соответственно, все кто там учился, плюс-минус имели определенные технические навыки работы с брендом.
Что касается преподавания и самой «манеры» обучения, это было исключительно не похоже ни на что — нам не читали детальных теоретических лекций перед практикой, не давали никаких четких указаний, а лишь задавали вектор. Например, давали задание провести ресерч именно в библиотеке. Или, скажем, собрать материалы для пяти коллажей, а после — перенести это на манекены. Уже дальше нас направляли и предоставляли фидбек во время самой работы, потому что главным принципом преподавания является практика и получение знаний исключительно через нее. Такое обучение на самом деле очень ценно.
Такое обучение на самом деле очень ценно.
Интересный поинт по составлению коллажей: мы должны были собирать их из всех возможных материалов (вырезок из журналов, газет, библиотечных материалов), где не была бы изображена одежда. То есть это мог быть собирательный образ из расписной вазы, деревянного принта и, например, стула. На одежду не запрещали смотреть, но, скажем так, не рекомендовали черпать вдохновение из нее напрямую.
Как для человека, который не имел предварительно образования дизайнера, для меня было чем-то новым проектировать одежду сразу на манекене, это называется «метод наколки». Просто держа идею в голове, брать ткань и другие материалы и сразу формировать модель с помощью шпилек. Очень интересно, потому что изделие рождается в процессе. Так что теперь когда я вижу кютюр, например, от Schiaparelli, как то облегающее черное платье с акцентом в виде бронхов из позолоченной латуни, то понимаю процесс его создания.
А еще, вот это задание проводить ресерчи и искать вдохновение именно в библиотеке, а не в телефоне через Пинтерест или Инстаграм — этот метод оказался гораздо более эффективным для раскрытия креатива.
Какие изменения вы сейчас видите в создании собственных коллекций keepstyle? Как изменился подход к работе после обучения?
После обучения мне стало намного проще создавать целостные коллекции с конкретной сюжетной линией. Ведь до этого, ориентируясь на коммерческую составляющую товаров, было сложно соединить все это в одну идею. Весь опыт из Saint Martins я сразу перенесла в работу с keepstyle — первой коллекцией с использованием новых методов стала коллекция весна-лето 2024 «WOMAN». Начинала так же с метода коллажа и такого же ресьорча. Кстати, в рамках коллекции должен был быть один очень интересный айтэм, один masterpiece, некое уникальное платье. Я понимала, что это платье не даст больших продаж, оно точно не было бы тиражируемым, поскольку было далеко от повседневной привычной одежды, но собой транслировало весь заложенный посыл коллекции. К сожалению, мы так и смогли пошить физически, из-за вопроса ресурсов — в Харькове, где у нас производство, все же очень часто выключают свет, воду и происходит много других непредсказуемых моментов. И пусть такой необычный продукт пока получилось создать только в эскизе, но это уже моя личная победа, поскольку наконец-то это было не связано с повседневной одеждой. Именно этот курс вдохновил меня и раскрыл креатив в направлении экстра, смелом и невыносимом на каждый день, и это прямо мое достижение.
К тому же, я начала вдохновляться совершенно неочевидными вещами, как например когда создала новый дроп BACK TO SCHOOL, буквально после того как нашла свое фото из школы, так сказать, своего модного лука. Переосмыслила его на сегодняшний день и воссоздала. В этот дроп я вложила смысл, что круто всегда оставаться собой: признаться честно, в школе я была той девочкой с последней парты — несколько провокационная, всегда с собственными принципами и мнением, что так не любили учителя. А во время «шторма» идеи поняла, что это как раз то, что нужно. Образ этой школьной bad girl идеально метчится с вайбом бренда, который мы закладывали.
Кто-то в этой коллекции узнает себя и вспомнит какие прикольные времена были, а кто-то наоборот — наконец позволит себе отказаться от этого образа хорошей девочки с первой парты и поступать так, как хочется, а не так, как надо! Например, как инфлюенсерка Дарушка, которую мы выбрали, как лицо коллекции — вдохновляющая, безумная и решительная. Всегда нужно искать то, что откликнется аудитории, то, в чем они себя узнают.
Всегда нужно искать то, что отзовется аудитории, то, в чем они себя узнают.
Читайте также: МОДНАЯ КОЛАБОРАЦИЯ GRIE Х POUSTOVIT
Поделитесь советами как создать love-product для клиентов. Вы сразу знаете на какой продукт в коллекции будет солдаут?
В-первых, огромную роль в создании love-product играет дух времени. И мы сейчас говорим не о трендах, а именно об особенностях и настроениях публики, в том числе продукт точно должен транслировать дух самого бренда. Стоит понимать, что тренды живут недолго, часто они работают просто как запущенный флешмоб, который быстро приобретает популярность и так же быстро ее теряет. Love product — о том, что откликается на текущий момент, а также об универсальности. Беря красное платье statement, которое мы создали после Лондона, оно как раз стало таким love product из-за своего цвета и универсальности — его основа это трикотажное платье-миди, и под разные occasions оно становится более нарядным с помощью дополнительной юбки-цветка. То есть фактически платье выполняет несколько функций и легко «садится» на разные типы фигур. Это я так плавно подвожу ко второму важному поинту — хорошая посадка. Множество брендов делают упор конкретно на продажи онлайн, как и у нас в keepstyle, поэтому такой технический момент, как посадка является обязательным. Ну и третий момент — такой айтем, на который вы ставите ставки, должен быть заметным, то есть должен быть какой-то крючок, привлекающий внимание потенциального покупателя. Поэтому, как правило, так — ты понимаешь на какой продукт из коллекции делать ставки.