В это бурное время, веримся к нашему циклу материалов, от современных исследователей родной культуры Твердый Криц.
Охота на ведьм в Европе началась еще в XV веке, когда Римский Папа Иннокентий VII издал буллу «Summis desiderantes affectibus» («Всеми силами души»). Этот документ официально признал существование колдовства и позволил инквизициям заниматься наказанием виновных в этом промысле. Масла в огонь подлили два инквизитора — Генрих Крамер и Якоб Шпренгер. Они издали трактат «Молот ведьм», где описали, как распознавать и наказывать чародеев.
Тогда Европу охватила истерия: инквизиторы начинали ведьмские процессы без веских причин. Часто люди осуждали своих личных врагов и инакомыслящих. За два столетия было рассмотрено около 100 тысяч колдовских дел, из которых около половины закончились смертной казнью.
Украину массовые казни ведьм обошли. Так произошло из-за того, что католицизм не оказывал большого влияния на земли, входившие в Речь Посполитую. Здесь люди были терпимы к проявлениям разных религий и священнослужители не поощряли преследований колдунов. Также суды не выносили жестоких приговоров, потому что обвинения в основном касались бытовых дел. Пока в Европе судили за похищение и убийство детей, у нас к ответственности привлекали за больной скот или проклятия.
Единственная украинская расправа над ведьмами, похожая на европейскую произошла в Гадяче в 1666 году. Тогда жена Ивана Брюховецкого потеряла еще нерожденного ребенка. За это гетман обвинил шестерых женщин, которые якобы «… похитили у гетмановой жены ребенка из брюха», и приговорил их к публичному сожжению.
Всего до настоящего времени сохранилось около 200 судебных исков против колдовства. Из них только 5% закончились пыткой. В других случаях обвиняемых избивали, заставляли платить штраф или отпускали. Обычно судили женщин. И здесь следует отметить, что Украина в этом плане уникальна, ведь в других странах в ведомстве винили и мужчин. В Финляндии этот показатель составляет 50% обвиняемых, в России – 70%, а в Исландии – 90%. У нас же мужчин среди обвиняемых около 20%.
В целом жалобы были схожими между собой. Ведьм судили за порчу урожая, посылку болезней или родственные конфликты. Чаще всего свекровь обвиняла в волшебстве невестку, а свекровь. Также большую роль играли ревность и подозрения в измене. Показательный случай произошел в 1717 году в городке Сатанов на Подолье. Тогда Яцко Грекович пожаловался в суде на свою жену Анну. Основанием для обвинения стало то, что женщина не заботилась о хозяйстве, а ходила на танце, где флиртовала с другими мужчинами, да еще и ко всему варила зелье, чтобы отравить мужчину. В результате оказалось, что никакое это не зелье, а обычные лекарства.
О фантастических вещах в истории украинского волшебства мало упоминаний. Наши ведьмы летали разве что в литературе. И все же однажды на суде обвиняемая Оришка Личманиха рассказывала разные небылицы. По ее словам, свои ведьмские знания она получила во время учебы у четырех других чародеек. Каждый четверг они собирались в доме одной из них и на березовых пачках летали на большие собрания. Судьи в такие вещи не поверили и отпустили Оришку.
Последнее обвинение в ведомстве рассматривали в 1829 году в городке Липовец. Тогда священник обвинил женщину за уроки, которые она насылала с помощью швыряния капустных листьев и соломы. В результате дело закрыли и приказали отцу не беспокоить суд по пустякам. После этого жалобы на волшебство не поступали. И все же образ ведьмы в украинском обществе сохранился. Сейчас он приобрел новые черты и стал активно использоваться в современном кинематографе и литературе.
Фото прессслужба Жесткая Крица