Закрыть
UA
Інтерв'ю Марі Король, LEVCHYK SPECTRUM HUB
Мода

«Дети из РСА и их родители сейчас одна из самых уязвимых категорий населения». Интервью с Мари Король, куратором развивающего хаба

Поделись:

Креативные идеи, поиск решения по казалось бы безвыходным ситуациям, бесконечная жажда помогать другим и мышление без границ — все это о Мари Король, кураторше и идеологии LEVCHYK SPECTRUM HUB.

Интерв' ю Мари Король, LEVCHYK SPECTRUM HUB

Она имеет большой опыт в рекламе, маркетинге и благотворительности, а также воспитывает двух замечательных дочерей, одна из которых имеет расстройство спектра аутизма. Когда в семье появляется ребенок из РСА, это коренным образом меняет жизнь всех его членов. Для многих родителей комплексная помощь таким деткам и личный вклад в построение инклюзивного общества становится смыслом их жизни. Так Марина стала еще и мамой проекта благотворительного фонда Future for Ukraine LEVCHIK SPECTRUM HUB — развивающего хаба для детей с РСА, уже открывшегося во Львове и работающего в тестовом режиме.

Мари как никто другой понимает проблемы, с которыми сталкиваются дети из РСА. В хабе были созданы все условия для их адаптации и развития в безопасном пространстве. В этом интервью Мари делится своей историей воспитания ребенка из РСА и рассказывает идею основания LEVCHYK SPECTRUM HUB.

Каждая семья, в которой растет ребенок из РСА, имеет свою историю. Расскажи о вашей.

Когда Киари исполнился год, мы поняли, что она отличается от других детей. Тогда мы много путешествовали, но вернулись в Украину, чтобы обследовать дочь. Еще полгода ходили к разным врачам, чтобы установить точный диагноз. Нам советовали не уезжать из украиноязычной среды. Мы остались в Киеве и начали заниматься развитием и реабилитацией, ведь коррекция в раннем возрасте дает наилучший результат.

Как ты восприняла диагноз своей дочери?

Я прожила все стадии горя: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. На это ушло 2 года. Но принятие всегда происходит. Главное — не утонуть в жалости к себе. Я сместила фокус внимания с себя на Киару и поняла, что в моем личном перечне счастливых людей она на первом месте. Просто она особенная, не такая, как я себе представляла.

Что стало для тебя самым большим вызовом в воспитании дочери?

Принять то, что она совсем другая. Что я не могу с ней поговорить как со старшей дочерью, ведь она не говорит и не понимает привычную речь. Но у нас есть собственный язык взглядов, жестов, интонаций и объятий. Порой мне кажется, что это гораздо приятнее, чем слова.

Изменилось ли состояние твоей дочери в связи с войной и эвакуацией?

До начала полномасштабного вторжения Киара делала попытки заговорить, тогда было уже десять слов, которые она могла использовать. Но стресс и отсутствие возможности заниматься в привычных условиях с педагогами, которых она знала, отодвинули ее прогресс на год, а может быть и больше. Она снова замолчала. Сейчас мы наверстаем потерянное.

Чему научила тебя дочь?

Я каждый день у нее учусь. У Киары нетипичный аутизм: она очень любит животных, обожает объятия, она очень часто улыбается и всегда точно знает, чего хочет, а чего нет. Только утверждает об этом на своем особом языке. Она искренняя и иногда мне очень хочется посмотреть на мир ее глазами. Думаю, это красиво и глубоко.

Интервью Мари Король, LEVCHYK SPECTRUM HUB

Дети из РАС мыслят, коммуникируют, исследуют мир иначе. Как ты привыкала и принимала особые потребности своего ребенка?

Мне всегда нравились креативные люди. Я работаю в рекламе и маркетинге уже 20 лет. Поэтому все новое у меня всегда вызывало любопытство. Если устранить все возможные шаблоны «как правильно», такое общение и опыт удивительно сильно расширяет мышление. Мне нравится изучать его способы общения с миром. Это очень интересно!

Какие черты необходимы родителям и опекунам малышей из РАС, чтобы не навредить ребенку?

Такие же, как и всем родителям и опекунам детей. Только большее терпение, чем обычно.

Как строить коммуникацию с ребенком из РАС?

Каждый ребенок особенный, поэтому здесь нет единой формулы. Первое, чему мы учим детей — это понимать нас и то, как мы видим мир. Также учимся сами смотреть на мир глазами.

Наше общество движется к инклюзивности. На опыт каких стран мы можем опираться?

Опыт интеграции таких детей создают Израиль и Германия. Когда с самого начала учитывают особенности каждого ребенка, развивают его сильные стороны, чтобы максимально интегрировать его в общество. В то же время, есть поддержка государственных программ, а родители могут работать и также быть полезными для общества.

Какова твоя позиция по обучению детей с РАС? Необходимы ли специальные учреждения или адаптация детей в общеобразовательных учреждениях?

Здесь все зависит от степени РСА. В моем окружении есть примеры детей, которые учатся в обычных школах и институтах. Они умны и очень талантливы. Многим детям из РСА подходит дистанционная форма обучения. Практически всем нужен тьютор для обучения в обыденных школах.

Но есть случаи, требующие специального подхода — инклюзивные школы. Да, Киара сейчас посещает инклюзивный детский сад в Польше. После 7 лет у нее есть возможность остаться еще на 2 года в садике. Затем она перейдет в специальный класс для детей, не разговаривающих в этом же садике. Поэтому задачи таких школ очень отличаются от обычных.

Интервью Мари Король, LEVCHYK SPECTRUM HUB

Как появилась идея создания LEVCHYK SPECTRUM HUB?

Наш фонд помогает тем, кто больше всего в этом нуждается. Мы поняли, что дети из РСА и их родители сейчас одна из самых незащищенных и уязвимых категорий населения. Всем нам сложно адаптироваться к новым условиям, а у таких детей способность к адаптации очень низкая. Сейчас во Львовской области много вынужденных переселенцев, среди которых большое количество детей из РСА. Вот поэтому первый хаб мы открыли во Львове. Верю, что в будущем они будут созданы больше.

В Украине стоимость коррекционных занятий очень высока. Для того, чтобы увидеть хоть какой результат, нужно минимум 25 занятий в месяц. Сейчас, в условиях войны, для многих родителей это становится очень большой финансовой нагрузкой, которую позволить себе могут далеко не все. Предоставив такие коррекционные занятия для детей с РАС бесплатно – мы улучшаем качество жизни как ребенка, так и семьи. А в результате общества в целом, на которое, в случае успешной интеграции ребенка, ляжет гораздо меньше задач в будущем.

Интервью Мари Король, LEVCHYK SPECTRUM HUB

Как вы формировали команду специалистов хабу?

Нашим главным критерием было то, чтобы это были надежные профессионалы, любящие свое дело, верящие в себя и свои силы. Для которых самый главный результат – это прогресс ребенка. В отборе работников нам очень помогла Аня Перекат. Она лично формировала команду.

Как прошел первый месяц работы хаба?

Хотя он и был тестовым месяцем, однако прошел очень активно! Мы провели первое родительское собрание, запустили Телеграмм-канал LEVCHYK SPECTRUM HUB, уже 20 детей ВПЛ будут проходить по 26 коррекционных занятий ежемесячно. Сейчас мы готовимся к официальному открытию, а в планах еще запуск конференции, посвященной детям из РСА.

Почему для хаба важна поддержка общества донатами?

Потому что вместе мы сможем помочь адаптироваться и развиваться 100 детям с РСА в месяц. Без этой помощи у таких детей может не быть шанса на интеграцию в будущем.

Какие твои планы развития инклюзии в Украине?

Один хаб для малышей с РСА мы уже создали. На будущее очень большое желание масштабировать его и основать такие же хабы по всей стране, чтобы у всех деток в спектре аутизма было безопасное пространство для развития.

О чем ты мечтаешь для своей дочери?

У меня есть только одна мечта — когда-то услышать от нее слово «мама». Все остальное я сделаю для нее.

Что бы ты сказала родителям, узнавшим о диагнозе ребенка?

Ваша жизнь продолжается. Да, оно больше не будет таким, как раньше. Но оно точно может быть очень счастливым. И всегда помните: сначала надеваем кислородную маску на себя и уже потом на ребенка. Ведь только опора поможет нам нашим детям.

Читайте также: ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ: В УКРАИНЕ ОТКРЫЛИ ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА И ПРЕДСТАВИЛИ ПЛАН BRING KIDS BACK UA