Закрыть
UA
Мода

Как общаться в Сети: правила онлайн-этикета

Поделись:

Семь золотых правил онлайн-этикета, которых стоит придерживаться, чтобы наладить эффективные коммуникации с нужными людьми и не вызвать у собеседников раздражения.

Несмотря на то, что онлайн-общение и наша жизнь уже какое-то количество лет срослись в таких крепких объятиях, что не разнять, на данный момент каких-то четких и понятных правил онлайн-этикета, которых, как по часам, придерживались бы все, не существует. Но в панику ударяться не стоит – мы послушали умных советчиков, проштудировали некоторые сайты, подумали и составили подсказки по нетикету, которые, надеемся, облегчат вашу цифровую жизнь и предотвратят неудобные ситуации.

Уважайте своих собеседников

Эван Селинджер, профессор департамента философии Рочестерского института технологии, в своем выступлении в рамках TEDxFlourCity говорил:

Мы не коммуницируем с информацией. Мы общаемся с людьми и тратим немного больше времени на то, чтобы показать, что они что-то значат. И надеемся, что когда люди нам ответят, они также сделают это с уважением.

Учитывайте, что у каждого человека есть свои понятия о приличном-неприличном, статусе и субординации, а также у всех случаются плохие дни или ваши визави могут быть заняты чем-то важным в тот момент, когда вы до них пытаетесь достучаться. Проявите уважение и чуточку терпения.

Пользуйтесь логикой и интуицией

На основании элементарных данных – возраста, пола, служебного и семейного (если оно вам известно) положения можно составить примерную картину о человеке. К 50-летнему профессору в личном сообщении не стоит обращаться «йо, чувак!», так же как и писать двадцатилетнему художнику «Уважаемый Сергей Леонидович». Первый оскорбится, второй напугается, что ему прислали весточку из полиции или банка. При личной встрече спросите, каким из социальных каналов ваш собеседник предпочитает пользоваться в деловой переписке – и гневные мысли в ваш адрес будут исключены. Всегда извиняйтесь, если написали человеку не в рабочее время или выходной – у него, на самом деле, выходного может и не быть, и если так и есть, он сам вас заверит, что все нормально и будет рад вашему стремлению оперативно решить дела. Интуиция вам нужна, чтобы не попасть впросак: на самом деле, ваше тело и мозг беспрестанно собирают мельчайшую информацию о происходящем вокруг, и вот этот совокупный опыт поможет понять, когда со своими вопросами к нужному человеку лучше не лезть.

Читайте также: БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ: КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Не вступайте в публичное выяснение отношений в социальных сетях


Трудно удержаться, когда вопрос на повестке дня оказался для вас больным или вы столкнулись с хамством или неадекватностью собеседника. Задайте себе вопрос: не повредит ли выяснение отношений моей репутации у важных для карьеры/жизни людей, поддержат ли они меня или сочтут таким же неадекватным. В журналистской и культурной профессиональной среде в Facebook часто разгорается бурный «срач» между лично или заочно знакомыми людьми на актуальные темы. Без ущерба для себя из спора выходят люди, которые без истерики излагают свою позицию, игнорируют троллей и стараются найти логику в комментариях противоположной стороны. Но если есть выбор вступать или не вступать в спор – лучше этого не делать. В конце концов, если вас лично обидели, можете указать это в личном сообщении. При этом помните, что другой человек всегда может опубликовать даже ваши приватные сообщения в паблике.

Будьте информативными, своевременными и краткими

Уважайте время других людей, не заваливайте их тонной видео с котиками и забавными малышами, которые и так все давно видели. Фильтруйте поток информации, которую несете другим пользователям. Отвечайте на сообщения и комментарии своевременно (в идеале – в течение 24 часов) – чтобы не нервировать людей или не заставлять их ставить на вас крест. Если для вас важны сроки ответа – всегда прописывайте их в сообщении, чтобы человек знал, на что вы рассчитываете и как он может перераспределить свое время, чтобы дать вам нужную информацию.

Читайте также: ЗЛА НЕ ХВАТАЕТ: ЧТО НАС РАЗДРАЖАЕТ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ?

Уделяйте внимание правописанию и редактированию ваших сообщений

Друзья, конечно, простят ваши ошибки и опечатки, чего не скажешь о клиентах и работодателях, которые судят гораздо строже. Есть высокая вероятность, что вы наткнетесь на граммар-наци, для которого ошибка в слове – смертный грех, и райских кущей вам тогда не видать, даже если вы разобьетесь в лепешку.

Разделяйте личные и рабочие аккаунты

На самом деле, это не универсальный совет, потому что слишком многие не видят ничего зазорного в том, чтобы смешивать работу и личную жизнь. Но попробуйте этот трюк просто для того, чтобы расчистить информационное поле вокруг вас – возможно, он сработает. Дэвид Эпштейн, специалист по маркетинговой стратегии компании Bizzabo, советует:

Если босс будет требовать от вас использования личного профайла для активного пиара компании так, что это станет напоминать рассылку спама, напомните ему, что это неприемлемо. Объясните начальнику, что такая просьба ставит вас в неловкое положение и даже нарушает договор об условиях использования, созданный социальными сетями, и что есть намного более эффективные способы достичь охвата аудитории.

Коммуницируйте с клиентами со страничек вашего бренда/компании, озвучивайте, какой из каналов для вас наиболее приемлем в рабочей переписке.

Не отгораживайтесь смартфонами и другими гаджетами в обществе живых людей

Тот же Эван Селинджер подчеркивал, что из-за того, что мы слишком мусорим в онлайн, люди привыкли думать: как только ты достаешь смартфон, например, на лекции, значит, тебе скучно и ты проверяешь личные сообщения. На самом деле вы в этот момент могли делать заметки по лекции. Если не уверены в реакции людей, спрячьте смартфон. В компании, по крайней мере, на первое время, спрячьте смартфон и поговорите сначала с людьми – представьтесь незнакомым и поинтересуйтесь, чем они занимаются, расспросите, как идут дела у знакомых. А потом с чувством выполненного долга можно и «завтыкать» в телефон, опубликовав фото с события и собирая «лайки». Помните золотые слова графини Мари де Тилли:

Самое главное правило этикета: будьте естественны, дружелюбны и благодарны.

Аминь.

Источник фото: unsplash.com