Главная/Мода/Киевский институт благородных девушек: трудный путь к образованию В это бурное время, веримся к нашему циклу материалов, от современных исследователей родной культуры Твердая Крица< /a>.
В 1833 году на тех украинских землях, которые входили в состав Российской империи, уже действовало три учреждения женского образования – ими были Институты благородных девушек в Харькове, Полтаве и Одессе. Все они были основаны благодаря местной инициативе: харьковским институтом занимался Григорий Квитка-Основьяненко, полтавским – внучка последнего украинского гетмана Кирилла Разумовского Варвара Репнина, одесским – родители будущих воспитанниц. В Киеве же девичий институт открыли уже по имперскому указу.
С одной стороны, имперская власть имела целью не только дать женщинам образование, а прежде всего воспитать в них верность российским властям. С другой стороны, из институтов благородных девушек выходили будущие основательницы новых женских учебных заведений, а деятельность институтов способствовала распространению европейской культуры и утверждению идеи о необходимости женского образования.
Главный корпус Киевского девичьего института был достроен в 1843 году по проекту архитектора В. Беретти (автор главного корпуса КНУ имени Т. Шевченко), сейчас это Международный Центр культуры и искусств (бывший Октябрьский дворец ). Руководил заведением Совет Института, инспектор классов и начальница института, заботившаяся «о нравственном образовании и безукоризненном поведении» барышень, она же, если надо, могла наказать или донести «кому нужно» на учителей или воспитанниц. Также каждому классу приписывали двух классных дам, одна из которых должна была постоянно находиться с девушками.
На первом этаже корпуса располагались приемная с гардеробом, квартира начальницы, комнаты служащих, больница и католическая церковь, на втором – зал торжественного собрания, библиотека, классные комнаты и столовая. На третьем – ванные комнаты, общие спальни, комнаты классных дам. На втором и третьем этажах – православная церковь.
Как отбирали будущих воспитанниц
Чтобы попасть в институт нужно было иметь свидетельство о происхождении, то есть право учиться имели только молодые дворянки. Если девушка была несостоятельной, то обучение было бесплатным – за нее платили «приказы общественного призрения» Киевской, Волынской и Подольской губерний, так в год каждая губерния содержала 20 девушек. Учились также за счет родителей и покровителей.
Вступали в институт с 9 до 14 лет. Экзаменов не сдавали – принимали на обучение по рекомендации дворянских собраний. Уже потом девушек сортировали в классы согласно уровню знаний. Учебная программа института составлялась из трех классов, в каждом из которых учились два года. Чтобы перейти в следующий класс сдавали экзамены – принималось во внимание и поведение барышень.
[caption id="" align="aligncenter" width="800"]Чем занимались в институте
Если коротко, то учились быть женой и матерью. Именно на это и было ориентировано основное воспитание. Предпочтение отдавали гуманитарным дисциплинам, естественные преподавали кратко.
В общем обучали следующим предметам: Закон Божий греко-русского и римско-католического исповеданий; русский язык и словесность; история и география; арифметика; начальные основы физики; естественная история (в ограниченном объеме); польский, французский и немецкий языки; рисование и каллиграфия; музыка и пение; танцы; рукоделия.
Распорядок дня также был насыщенным: девушки вставали в 6 утра, молились и завтракали, с 8 до 9 — готовились к урокам. После завершения занятий, с 18 до 19 – отдых, с 19 до 21 – подготовка домашних заданий и занятия рукоделием, в 21 часов – ужин, молитва, отдых и сон.
Кормили в институте напрочь по-дворянски. По воспоминаниям одной из учениц, девушки часто были голодными: «…к большому удивлению и огорчению, скоро увидела, что одна из неизбежных сторон жизни в институте – это вечное недоедание и голодание всех маленьких «кофушек» (первоклассниц – прим. авт.), которое, кстати сказать, усиливалось для так называемых плохих учениц и наказанных за что-нибудь. Таких оставляли очень часто третье блюдо и булки к чаю».
Домой разрешалось ездить только на Рождество, Пасху и на недолгие летние каникулы. Все остальное время, а это 6-7 лет, девушки почти не покидали стены корпуса, даже переписка с родственниками находилась под постоянным контролем. Классные дамы пристально следили, чтобы девушки не «подрывали добрую мораль» перепиской с подозрительными лицами.
Запрещалось бегать, прыгать, громко разговаривать. Как вспоминает выпускница Киевского девичьего института Наталена Королева «было, как в войске, сказано, чтобы было так, а не иначе, так и зря было над этим морочить голову, потому что на все «почему» был всегда тот же упрямый ответ: «Да полагается». Иногда она имела отличие: «Да полагается по уставу» или «Да полагается по форме!».
[caption id="" align="alignnone" width="1600"]
Александровская институтская церковь (Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского)
В институте ученицы передвигались по строю, не разговаривая и не касаясь друг друга. Воздействие такого строгого распорядка описывает в своих воспоминаниях М. Воропанова: «Искусство ходит в паре нам нелегко давалось. До завтрака продолжительная установка пар, после завтрака то же, перед обедом, после обеда, перед сном и т.д. Выйти хоть на йоту из ряда – и остановка всем; одна пара немного отстанет от другой — опять продолжительная остановка. Кто-то заговорит в парах – опять приведение в порядок. В конце концов мы созревали в хождении парами совершенства, но я, по крайней мере, и многие другие разучивались одни ходить. Идешь одна по коридору — идешь неуверенно и робко, жмешься к стенке и ищешь в ней опоры».
Студентки Института благородных девушек у бюста российскому императору Александру II (Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского)
Иногда девушек выводили на прогулку: воспитанницы становились парами по росту, вела их классная дама, а позади шел швейцар. Во время таких прогулок было запрещено смеяться и смотреть на прохожих. Девушки также гуляли в пять утра, чтобы никого видеть. Маршрут прогулки пролегал преимущественно по улице Институтской мимо Государственного банка, затем – вниз по Александровской (ул. Грушевского) вдоль садов – Мариинского, Дворцового, Царского, Купецкого, куда вход институткам был запрещен, а дальше назад в институт.
М. Воропанова вспоминает: «Но беда была тем, кто жил безвыездно в институте. Зимой приходилось все время сидеть среди четырех стен; правда, весной нас отпускали в прекрасный институтский сад, но эти прогулки были обставлены так, что мы свободно не могли предаваться радостям и безумиям детской беззаботной жизни. Мы не играли в саду, не бегали, большей частью чинно гуляли, вечно опасаясь провинившись в чем-нибудь перед нашей классной дамой».
Зал для торжественных заседаний (Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского)
Нарекали девушки и на свою одежду, Наталья Королева вспоминает, что плащи у них становились «ливреями», круглые шапочки – «арестантскими беретами». Платья имели жесткую ткань, дискомфорт добавляло обязательное широкое декольте. На платье одевали батистову пелерину, не спасавшую в холодное время. Девушки мечтали, что после выпуска смогут «сбросить остудившееся зеленое камлотное платье, твердое, как жесть, и переодеться в свое, очевидно, белое или нежно-розовое, мягкое, ароматическое, парфюмерное «своими» духами и запахом родного «дома» милым и приятным, как возвращенный по семилетнему изгнанию рай».
Первые воспитательницы Института благородных девушек в Киеве (Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского)
Судьба выпускниц
После достаточно закрытого существования воспитанницы не были готовы к реальной жизни. Если девушка была сиротой или из бедной семьи, то пыталась остаться в институте. Перспектив было немного – разве что стать классной дамой, получить свою комнату в институте и участок в саду. Остальные же выпускницы могли работать учительницами в дворянских или купеческих семьях.
Среди известных выпускниц института – уже упомянута Наталья Королева – украинская писательница, искусствовед и археологиня. В институте она проучилась всего два года, однако свою учебу вспоминала так: «По моему мнению, это были кошмарные времена и обычаи, которых ни умышленно не придумаешь!».
Институт окончила также Надежда Забила – оперная певица, получившая начальное музыкальное образование именно в Киевском институте под руководством Николая Лысенко.
[caption id="" align="aligncenter" width="1055"] Фото выпускниц Института благородных девушек 1910 года (Государственный архив г. Киева)
Источники:
- Антонец Н. Б. Из истории деятельности институтов благородных девушек: Киевский институт благородных девушек в воспоминаниях его воспитанниц / Н. Б. Антонец // Педагогика и психология. – 2011. – Вып. Тридцать девятый — С. 112-119.
- Булгакова Т. А. К 180-летию открытия Института благородных девушек в Киеве (по документам Государственного архива г. Киева) / Т. А. Булгакова // Архивы Украины. – 2018. – № 5-6. – С. 41-45.
- Добровольская В.А. Обучение в институтах благородных девушек Юга Украины второй половины XIX – начала ХХ века / В.А. Добровольская // Исторический архив. – 2009. – Вып. 3. – С. 114-117
- Сухенко Т. Институты благородных девушек в Украине в XIX веке / Т. Сухенко // Этническая история народов Европы. – 2000. – Вып. 7. – С. 80–84.
- Воропанова М. Институтские воспоминания. Киевский институт благородных девиц // Институты благородных девиц в мемуарах воспитанниц / Ред. Г. Мартынов. – Москва: Ломоносов, 2013.
Фото прессслужбаUkrainian Aesthetics strong>