Мы поговорили с Севиль Мамадалиевой о том, сложно ли быть мусульманкой в православной стране, видеть близких раз в полгода и оставить сердце в Крыму.
— Как вы узнали о том, что Россия объявил Крым своей территорией? Помните, что делали и что чувствовали в этот момент?
— Я очень хорошо помню, как с чего все началось. В то время я училась на первом курсе университета и жила в общежитии. 26 февраля 2014 года проводилась акция под лозунгом «Сохранение территориальной целостности Украины и недопущение принятия Верховной Радой АРК решений, направленных на дестабилизацию ситуации в автономии». Там участвовали крымские татары. Женщинам запретили идти на акцию, так как были стычки, и наши мужчины боялись, что нам тоже достанется. Мы с девочками ждали в общежитии, когда наши друзья-парни вернутся. Когда же они вернулись и сказали, что нам удалось отстоять свои интересы, это было облегчение и огромная радость. Но на следующий день нас разбудила соседка по комнате: ей позвонила мама и сказала, что в Симферополе здание Верховной Рады Крыма было захвачено неизвестными. Она попросила дочь вернуться домой.
В тот день был какой-то хаос и ощущение, будто происходит апокалипсис. Была плохая погода, моросил дождь и большинство студентов, в том числе и я, поехали на автовокзалы и ЖД, чтобы вернуться домой. Помню, что мне тогда маршрутки в мой поселок, которые обычно ходили каждые 20 минут, ездили раз в 2-3 часа.
Мы очень долго не могли уехать и ждали, пока приедет хоть какой-то автобус и заберет нас. В итоге мне все-таки удалось доехать до дома. Уже там, после просмотра новостей и общения с родителями и родственниками, я попросила маму собрать все ценное в одну сумку и положить рядом с кроватью. Я очень боялась, что начнутся военные действия или же нас выселят, как в 1944-м, что нам надо будет срочно собираться и куда-то бежать.
Ночами я не спала, все боялась, что проедут танки, а мы не услышим.
Конкретно дня, когда Крым объявили российским, я не помню. Но очень хорошо помню день, когда по новостям сказали, что Россия объявила нам войну. Я была в шоке, начала плакать. Не знала что делать, куда бежать.
— Как повлияла на вас аннексия Крыма в глобальном смысле?
— Я уехала из Крыма в Киев и перевелась в другой университет, так как понимала, что продолжать обучение в Крыму нет смысла. Теперь живу здесь и езжу в Крым раз в полгода, чтобы навестить близких.
— У вас остались родственники и друзья в Крыму? Как вы поддерживаете связь?
— Да, все родственники и мои, и мужа остались в Крыму. Ездим при первой же возможности, стараемся видеться с ними хотя бы раз в полгода. В связи с некоторыми проблемами, в последний раз были в Крыму почти два года назад. Связь поддерживаем через мессенджеры и соцсети, так как в Крыму не ловят украинские операторы связи, а общение в роуминге стоит недешево.
— Что было самым страшным?
— Думаю, все было страшно в той или иной степени. Все мы очень боялись, что начнется война, но самым страшным было то, что наши соседи-славяне выбирали между собой, кто в чьих домах поселится в случае нашей депортации. Ведь после 18 мая 1944 года так и произошло: всем нашим имуществом, которое нас заставили оставить, пользовались наши соседи-славяне и приезжие из других уголков СССР осваивать Крым.
— Сложно ли быть мусульманской в Украине? Бывали ли случаи дискриминации на основе религии?
— В любой немусульманской стране быть мусульманином в какой-то степени сложно. Элементарно, я не могу есть обычное мясо, которое продается в супермаркетах. Мне нужно ехать в специальный магазин, где продается халяльное (дозволенное) мясо, которое я могу есть. Так же и с ресторанами и кафе: мне нужно идти в специальные заведения, где точно не будет свинины. Иногда, когда нет выхода и приходится есть в обычном заведении, я задаю очень много вопросов по поводу блюд, так как бывает, что в меню не указаны ингредиенты или указаны, но не все. Часто бывает, что после того, как я спрошу, есть ли в блюде свинина и мне скажут, что нет, а потом выносят блюдо с беконом или колбасой. Не все понимают и осознают, что бекон и колбаса — это свинина. В таких случаях я не могу есть это блюдо и прошу его заменить.
Бывает сложно объяснить человеку, почему я не пью алкоголь и не хочу видеть его на столе, когда я за ним. Даже близкие друзья-славяне, порой, не могут этого понять, и на мероприятия, которые организовываем я или мой муж, приносят алкоголь. Я считаю это неуважением к моей религии и моему выбору, но что поделаешь, иногда приходится мириться с такими вещами.
Так как я не соблюдаю всех канонов ислама и не покрываюсь, то к себе не чувствовала дискриминации на этой почве, но некоторые мои покрытые подруги долго не могли устроиться на работу. Обычно отказ аргументируется совсем другими причинами, но мы все понимаем, что за ними кроется.
— В вашей семье строго придерживаются традиций и религиозных обычаев?
— Да, моя семья достаточно консервативна, но в то же время меня никогда не заставляли покрываться или делать что-то против моей воли. Мне запрещали ходить на дискотеки, пить алкоголь или курить, но я в этом вижу только благо и сейчас очень благодарна родителям за свое воспитание.
— С какими стереотипами о мусульманах вы часто сталкиваетесь?
— Если говорить конкретно обо мне, то некоторые люди думают, что родители выбрали мне мужа, но это не так. Мы с мужем женились по любви, и родители тут абсолютно не при чем.
— Какое отношение к хиджабу у украинцев?
— На улицах, насколько я знаю, люди с любопытством рассматривают девушек в хиджабе. Иногда к моим подругам подходят и восхищаются красотой хиджаба. Но, конечно, бывают и случаи, когда смотрят косо или переговариваются о том, что все мусульмане террористы. Слава Богу, большинству людей хиджаб нравится.
— Какой должна быть современная мусульманка в браке? Какое главное качество для жены?
— Я не считаю, что формулировка «должна» в 21 веке корректна. Мы все свободные люди и никто никому ничего не должен. Для любой женщины главное «не пилить» своего мужа, уважать его, поддерживать и быть для него лучшим другом.
— Какие вещи в браке стали пережитками прошлого?
— Думаю, то, что женщина не должна работать, а должна сидеть дома, воспитывать детей и целыми днями находиться на кухне. Время меняется, и женщина вправе решать сама, ей хочется работать и строить карьеру или же заниматься домом и воспитывать своих детей.
То же самое касается того, что мужчина может только работать и никак не помогать жене по дому и с детьми.
— Что значит сексуальность для мусульман?
— Даже не знаю, что ответить на этот вопрос. Думаю, что значит то же самое, что и для не мусульман. Для кого-то это ум, для кого-то красивое тело, но одно могу сказать точно: у нас принято наряжаться для своего мужа, а не для незнакомцев на улице, и это прекрасно, ведь то, что находится под хиджабом, может увидеть только ваш мужчина.