Вышиванка – традиционная одежда украинцев, в которой содержится сакральный смысл.
Белая рубашка с пышными рукавами и уникальной вышивкой была не просто повседневной одеждой, а нечто особенное, в котором зашифровано послание к поколениям.
Украинцы – удивительные люди, которые транслировали красоту даже в повседневности. Чего стоит только вышиванка – национальная одежда, которая актуальна и по сей день. Мировые знаменитости, не Мэй Маск единой, нашли в украинской традиционной одежде вдохновение для современных урбанистических образов.
Углубляясь в изучение культуры нашей страны, становятся известны многие интересные факты, например, то, что в каждом регионе Украины были свои коды и шифры, которые люди вышивали на рубашке из натуральной ткани. Редакция Marie Claire исследовала, какие особенности узоров в каждом регионе и нашла примеры современных вышиванок, которые подойдут по коду жительницы каждой области.
Жители подольского региона были мастерами на все руки, ведь при создании своей вышиванки они использовали совершенно разные техники. Главные элементы, встречающиеся на подольских вышиванках – это геометрические фигуры, особенно ромб, квадрат и треугольник. Также прослеживаются «бараньи рога» — маленькие завитки, присоединенные к ромбам, создающим силуэт бараньей головы. Из растительного орнамента здесь преобладают бархатцы, яблочки, подсолнечники, рута и хмель. Все силуэты сложны и соединены между собой. Главной цветовой гаммой был черный, красный, вишневый, а также цвет спелой ржи.
На Волыни девушки и женщины предпочитали простые орнаменты, вышитые техникой «крестиком» или давней — занизыванием. В этих вышиванках прослеживаются четкие и узкие линии на манжетах. Растительные элементы встречались реже и их вышивали преимущественно на юге Волынской области.
Слобожанщина славилась тем, что в вышивке присутствовали растительные орнаменты, но выполнены с помощью геометрических фигур. Так, в Днепропетровской области из ромбов, квадратов и треугольников могли создать настоящий цветочный луг на вышиванке. В основном, пользовались техникой «крестиком» и предпочитали черный и красный цвета.
На Донетчине чаще всего изображали цветы, в том числе розы и розы. В этом регионе преобладала любовь к насыщенному цвету, поэтому красный был доминантным на каждой вышиванке. Также можно заметить силуэты птиц, несших волшебный и сказочный смысл. Местные мастерицы вышивали растительные орнаменты на рукавах, реже на подоле и воротниках.
Запорожье нам по истории известно знаменитыми выходцами – казаками. Для них вышиванка служила определенной сигнальной одеждой, в которой было зашифровано конкретное содержание. Девушки также носили этот вид наряда и главными узорами были цветы, калина и круги, изображавшиеся в виде солнца. Так же, как и в предыдущих вышиванках, главными цветами были красный и черный.
В закарпатской вышиванке нельзя выделить основные цвета, поскольку люди не ограничивали себя в этом. В каждом селе были свои любимые оттенки и от этого вышиванки этого края становились густыми и насыщенными. Единственное правило, которого придерживались мастерицы того времени – построение геометрического орнамента. Обильные узоры, особенно на рукавах, были характерны для этого региона. Они также использовали такой орнамент, как зигзаг или «кривули».
Этот регион, как и Закарпатский, известен своей обильной отделкой. Цвета здесь также разнообразны, как и узоры. Особое внимание уделяли рукавам, их украшали диагональными линиями из геометрических фигур. Такой элемент вышиванки назывался «рукавами-красненками». Часто встречаются красные, желтые и зеленые цвета.
Киевские вышиванки были характерны своими мелкими деталями. Чаще изображали цветы, звезды и виноградные гроздья. Можно было встретить хмель. Основным цветом был красный с вкраплениями желтого и зеленого. Украшались вышиванки на Киевщине гладью или «крестиком».
В вышиванках этого региона наблюдается особый код – чествование земли и земледелия в целом. Мастерицы изображали образ Великой богини, птиц и дерева. Позже начали появляться цветы и листья на вышиванках. В Кропивницкие области люди уделяли внимание деталям и изображали даже тени на виноградных гроздях.
При создании вышиванок в Житомирской области, местные мастерицы вкладывали особый сакральный смысл. Они сочетали геометрические: круг, ромб, крест и треугольник с растительным орнаментом: барвинком, березкой, хмелем, виноградом, ружьем, яблочками и листочками. Основной цвет нитей – красный и синий.
Во Львовской области местные мастерицы делали вышиванки легкими и объемными за счет частичного размещения орнамента. Они оставляли белое полотно рубашки незаполненной вышивкой – это давало эффект легкости и прозрачности. Мелкие орнаменты состояли из сосенок, каракулей и клинцев. А главными оттенками были черный, синий, желтый и зеленый.
В основном, вышиванки в Луганской области были “заполнены” растительными, преимущественно цветочными, узорами. Они вышились грубой нитью, поэтому, в результате, наряды получали рельефный вид. Черный и красный цвет – ведущие в вышиванках Луганщины.
Читайте также: Как война в Украине отразилась на модных трендах
Плодородие черноземов Николаевщины изображалось и на вышиванках. Так, главными элементами на них были сосенки, дубовые листья и шишки хмеля, разнообразные цветы и цветущие ветки. Также встречались силуэты птиц и животных. Николаевские мастерицы использовали эти узоры в качестве разграничительного компонента вышивки.
Геометрически-растительный орнамент, выполненный методом “крестик” – был популярн на землях Одесщины. В узорах ощущалось влияние соседних стран, включая Молдову. Одесские мастерицы вышили орнаменты в несколько рядов и использовали разные цвета при воспроизведении рисунка.
Считается, что полтавчанки владели тяжелейшей техникой вышивания – счетной гладью. Их вышиванки отличаются от других, ведь они предпочитали спокойный пастельный оттенок, чаще вышивали белым по белому. На Полтавщине использовали мелкие геометрические орнаменты, которые не перегружали наряд.
Здесь мастерицы не придумывали чего-то особенного, а доверились простым геометрическим элементам, которые в результате давали красивый и, говоря современным языком, стильный вид. Доминантным был красный цвет, но также добавлялся синий, чтобы создать более объемные формы.
Этот регион прославился своим уникальным способом вышивки рукавов – сверху вниз. Он полностью вышивался геометрическими фигурами, которые создавали аккуратный рисунок (обычно вертикальный или по диагонали вышитый). В тернопольских вышиванках черный – главный цвет. Он как воплощение трагизма, который пережил украинский народ за всю историю. Также часто добавляли кисти калины – как символ Украины.
Сумская вышиванка вобрала в себя механику полтавских мастериц, а также встречается вышивка грубой нитью. Вышивали геометрические и растительно-геометризированные узоры. Среди зооморфных мотивов преобладали птицы: орлы, лебеди, утки, голуби.
Вышиванки этого региона выполнялись в классическом красно-черном цвете, но основными узорами были зигзагообразные ветви, которые и символизировали «Дерево жизни».
Как и в Николаевской области, в Херсонской отдавали дань земле в вышиванках. Главной героиней была Матерь-Земля и изображалась в виде цветов и животных силуэтов. Здесь можно увидеть кукушку петуха, коня и оленя.
Хмельницкая область также любила простые узоры, состоящие из легких геометрических фигур. Мастерицы вышивали косые, ломаные и зубчатые линии, преимущественно черного цвета. Реже добавляли вкрапления красного или синего цвета.
В этом регионе вышивали мелкими стежками, как бисером, что выглядело эффектно, но требовало от мастерицы кропотливого труда. В основном вышивают геометрические фигуры светлыми нитями с вкраплением желтого, красного или синего. Узоры простые, но мелкие, создававшие необычное кружево.
Черкасская вышивка завораживает с первого взгляда, ведь ее необычная техника шитья заставляет рассматривать каждый элемент. Делали ее из маленьких стежков, формируя геометрические силуэты, а те, в свою очередь, образовывали настоящее кружево из цветов. Ведущая нить была белого цвета с добавлением черного или красного.
В этом крае предпочитали яркие цвета, поэтому в местных вышиванках, вряд ли, встретишь черный или бордовый. В буковинских вышиванках часто присутствуют зооморфные силуэты, особенно птицы, но чаще вышивали букеты роз и простые растительные узоры.