Людмила Семикина – художница, мастер декоративного искусства, диссидентка и участница национального движения сопротивления 1960- 70-х годах[. За свою четко выраженную проукраинскую позицию подверглась преследованиям и давлению со стороны советской власти. Она – соавтор знаменитого витража «Возвеличения малых рабов» в вестибюле Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, исполненного к 150-летию со дня рождения Великого Кобзаря (1964) и затем уничтоженного по указанию функционеров коммунистической партии.Детство
Людмила Семыкина родилась в 1924 году в Одессе. Отец Людмилы занимал высокий пост в местной организации коммунистической партии. Он отказался участвовать в организации искусственного голода, Голодомора, и в 1932 году вышел из партии. Дальше работал столяром.
Творческий путь
По окончании Киевского художественного института, в 1950–1960-х годах, Людмила работала в жанре станковой живописи. Ее пейзажи, натюрморты, жанровые картины постоянно выставлялись. Карьеру художницы можно было бы назвать успешной, но вмешивалась политика.
Среди ее работ – многочисленные живописные произведения, серии костюмов по национальным традициям «Скифская степь», «Полесская легенда», «Княжеские времена», «Ретро», «Модерн», костюмы. в кинофильме «Захар Беркут». После выставки «Национальные традиции в украинской современной одежде», инициированной Аллой Горской, о Людмиле Николаевне заговорили как о художнице, которая ищет новые пластические формы украинского костюма.
Витраж
Семикину дважды исключали из Союза художников Украины. Впервые за участие в создании 1964 витража «Шевченко. Мать» в холле Киевского университета. Официальная формулировка: «за идейно порочное произведение, которое дает искривленный образ Тараса Шевченко».
Письмо 139-ти
Вскоре после возобновления в Союзе художников 1968 года Людмилу исключили снова за подписание письма с протестом против репрессий в отношении диссидентов. На этот раз фактический запрет на профессию длился два десятилетия. Семикина больше не могла получать государственные заказы, участвовать в выставках, зарабатывать живописью.
Непревзойденные костюмы «Ретро»
Тогда Людмила нашла новые способы применить свой талант. Она стала создавать авторскую одежду на основе народных традиций, работала художницей по костюмам в театре и кино, работала над созданием диафильмов, выполнила ряд монументальных работ в Киеве.
««Захар Беркут» положил начало моей любви к историческому костюму. С 1971-го по 1996-й я работала только в этой области; как живописец в эти годы не реализовывалась, так как меня изолировали от выставок», – позже вспоминала мастерица. По словам художницы, ей пришлось «перейти на подпольный режим работы: шить одежду для родственников заключенных друзей-диссидентов».
Князь-Дерево. Автор: Людмила Семикина, 1992Обновлена в Союзе в 1988 г. с официальной формулировкой: «За неимением факта обвинения». В 1996 г. состоялась выставка текстильной пластики «Высокий замок» Людмилы Семикиной, которую она готовила три года без ассистентов. Произведения художницы хранятся в музеях Украины и частных коллекциях у нас и за границей.
Строй от Людмилы Семикиной (справа). Строй и кичка – авторства Любви Панченко (слева). Музей шестидесятничества.[/caption]За серию костюмов «Высокий замок» в 1997 году удостоилась звания лауреатки Национальной премии Украины им. Т. Шевченко. Мастерица также лауреат премии им. Василия Стуса (2000), заслуженная художница Украины (2005). В знак признания выдающегося вклада в прогресс XX века в 1997 году Американским биографическим институтом и Интернациональным биографическим центром Кембриджа в Украине биография художницы была включена в справочник «Жизнь славных».
Этим материалом мы продолжаем серию материалов о выдающихся украинских шестидесятницах.
Фото:treasures.ui.org.ua
Читайте также: АЛЛА ГОРСКАЯ: ЛИДЕРКА ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ