Закрыть
UA
Мода

Искусство аутсайдеров. Превратить воображаемое в возможное

Поделись:

Театр, музыка, изобразительное искусство – все это способ понять и воплотить те эмоции и состояния, мысли и мировоззрения, которыми каждый из нас живет.

Галина Глеба, искусствовед, исследовательница, сотрудница Исследовательской платформы PinchukArtCentre

Искусство самовыражения с течением веков превратилось в историю мировой культуры. И каждый привносит в искусство свой уникальный взгляд и мировоззрение. Художественные работы, которые создавали непрофессиональные художники только в середине XX века получили название – «искусство аутсайдеров». Это и художники-самоучки, и дети, которые до определенного момента живут в собственном фантазийном мире, вне стереотипов культуры. И даже взрослые с особенностями ментального и психического развития. Все те, кто привносят в культуру совершенно иное уникальное видение и понимание мира, и как следствие – изменяют его до неузнаваемости. 

В 1920-е годы появилось два издания, изменивших мировое искусство. Авторами этих книг стали психиатры. Немец Ганс Принцхорн на основе коллекции картин пациентов с психическими заболеваниями издал иллюстрированную монографию «Художественное творчество душевнобольных». А уже через год вышла книга швейцарского психотерапевта Вальтера Моргенталера – «Душевнобольной как художник». Книги стали невероятно популярными, творчеством людей с ментальными особенностями стали вдохновляться почти все прогрессивные художники того времени – сюрреалисты, авангардисты, дадаисты. Они восхищались откровенностью и спонтанностью такого искусства, что не было ограничено стереотипами культурных традиций. Профессиональные художники подражали смелости художников-аутсайдеров, искали такой же свободы от художественной школы и стремились приручить стихию хаотического воображения. Кто-то подражал образам и идеям в искусстве, а другие собственным эпатажем и чудаковатым поведением утверждали свободу от культурных предрассудков и требований.

Выставка «Точка, линия, возможности», 2020. Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2020. Фотограф: Максим

 

А вот широко известным художественным термином «ар брют» творчество художников-самоучений, разного рода любителей, детей и людей с психическими расстройствами назвали французские художники Жан Дюбюффе и Рене Обержонуа. Американский аналог этому понятию – «искусство аутсайдеров» – появился только в 1970-е. Так сложилось, что сегодня мы представляем инсайдерами искусства – профессиональных художников. Аутсайдерами – тех, кто не учился искусству, не ориентируется на зрителя, отыскивает образы для своих работ в собственной бурной фантазии, а не истории культуры. Да и совсем не считает себя художником. 

Именно на основе коллекции Жана Дюбюффе в 1967 году в парижском музее декоративных искусств состоялась первая в истории выставка ар брюта, насчитывавшая около 700 уникальных работ, среди которых и работы людей с различными особенностями. ментального развития. Это стало началом признания искусства и художников, столетиями остававшихся незамеченными. В 1971 году Дюбюффе подарил свое собрание швейцарской Лозанне, где открылся первый и ныне всемирно известный музей ар брюта.

В 1980–1990 годы один за другим в мире открывались музеи, посвященные искусству аутсайдеров. Это искусство получало самые разные определения – визионерское, интуитивное, народное искусство. В фотографии это вернакулярные фотографии, любительские и безымянные, оставшиеся нам в наследство от дедушек и бабушек. 

[caption id="attachment_607035" align="aligncenter" width="980"] Музей ар брюту, коллекция Жана Дюбюффе. Лозанна, Швейцария

А вот первые попытки соединить «инсайдеров» и искусство аутсайдеров состоялись в 1972 году, когда куратор Геральд Зееман включил работы художников с психическими расстройствами в основную экспозицию ныне уже культовой и знаковой международной выставки в немецком Касселе – «Мир образов сегодня». Куратор даже воспроизвел комнату психиатрической клиники, в которой жил и работал художник Адольф Вельфли, участник выставки, чтобы каждый зритель ощутил себя в среде ограничения реальности при колоссальной свободе фантазии художника.

Самый громкий феномен искусства аутсайдеров начал проявляться в XXI веке. Кураторы и музеи инициируют масштабные проекты, как выставка «Глосолалия», которая прошла в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА) в 2008. Такое поэтическое название обозначает бессодержательное сочетание звуков и слов в детских играх или народных песнях. А также, по Библии, это – один из восьми божественных даров – Дар других языков. Обладающий им человек может предсказывать и проповедовать новую истину на незнакомых для него языках. Художники, работы которых представлялись в проекте, были как аутсайдерами и самодеятельными народными мастерами, так и известными и выдающимися художниками своего времени, как Жан-Мишель Баския, Луиза Буржуа и другие. И по мнению кураторов – те избранные и одаренные, которые несут новое знание и другой взгляд на мир.

Эми Сильман. Фрагмент триптиха «Письма из Техаса», 2002. Фото экспозиции выставки «Глосолалия», 2008, MoMA.

Именно эта идея отозвалась в 2013 году в проекте 55-й Венецианской биеннале «Энциклопедический дворец», который стал вершиной признания и включения искусства аутсайдеров в общемировую историю культуры. Куратор Массимилиано Джиони воплотил концепцию художника-аутсайдера Марино Аурити, запатентовавшего свою идею воображаемого музея, предназначенного для сохранения всех знаний мира. Джиони не только объединил актуальное и аутсайдерское искусство, но и сопровождал его историческими артефактами, документами. На выставке были даже акварельные альбомы швейцарского психиатра и мистика Карла Гюстава Юнга. Таким образом, работы пациентов и их врачей впервые одновременно и рядом предстали перед публикой.

Бескомпромиссное мечтание о всеобъемлющем вселенском знании уже тысячелетиями не оставляет визионеров, художников и даже ученых. Это заставляет homo sapiens развиваться, постоянно искать другие идеи, новые измерения и взгляды на мир и себя. А искусство аутсайдеров позволяет человечеству по-другому смотреть на себя.

Выставка «Что важно. Выставка и участие людей с синдромом Дауна», 2018. IZONA. Фото предоставлено Гете-Институтом

В Украине тему ментальной инклюзии масштабно развернули кураторки Оксана Грищенко и Татьяна Гершуни в 2010 году международным проектом АУТ, открытым во Всемирный День аутизма. Этот проект также сочетал художников-аутсайдеров и современных художников, проявляя тему аутизма как один из способов мировосприятия. Выставка демонстрировала, как аутичность в современном мире становится неотъемлемой составляющей творчества. Проект получил развитие, и в следующем году американский куратор и психиатр Коан Джефф Байза посвятил выставку АУТ 2 идее нейроразнообразия. А в 2013 году состоялся третий и последний АУТ – «Сны наяву», куратор которого, российский литературный критик и поэт Виктор Топоров, привлек зрителей к размышлению о феномене визионерства, в котором мнение социума, то есть большинства, является только одним из возможных. А вовсе не единственной верной.

Другой проект, поднимавший в Украине тему ментальной инклюзии – «Что важно? Выставка о при участии людей с синдромом Дауна» 2018 года. Кураторша Мария Ланько и Елизавета Герман также объединили в экспозиции работы современных украинских художников с работами людей с синдромом Дауна. Но создали рассказ не об инклюзии, а о жизни, смерти и все самое важное для каждого из нас: любовь, семью, здоровье. О том, что для всех нас общее. Однако важнее, что эта выставка не ограничилась одноразовым сотрудничеством художников и людей с синдромом Дауна. Она получила продолжение как мастерская «ательенормально». Семь ассистентов-тюторов и одиннадцать художников с синдромом Дауна и сегодня совместно рисуют, отдыхают и посещают выставки. И это общение воплотило цель всего проекта.

Фото экспозиции выставки «Точка, линия, возможности», 2020. Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2020. Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2020. caption]

Для создания среды коммуникации и терапии еще с 2016 года в PinchukArtCentre начала работу уникальная программа «Мастерские возможностей», где к взаимодействию привлекают художников с такими особенностями развития, как аутизм, синдром Дауна и умственная отсталость. От точки на листе, через линию и вплоть до самостоятельных авторских работ, участники мастерской учились превращать воображаемое в возможное. Мастерская представила выставку «Точка. Линия. Возможности», где можно лично ознакомиться с направлением искусства аутсайдер-арт и по-другому взглянуть на общепринятые и привычные для нас понятия «художник» и «искусство».  

Искусство аутсайдеров показывает нам другой взгляд на мир, предлагает подумать над тем, что хотел сказать художник, о чем и о ком это искусство. Что такое искусство и есть ли у него какие-нибудь рамки? А также о том, кто же на самом деле является тем художником, который действительно владеет чудо-языковой глосолалией и способен показать нам другой уникальный взгляд на себя и мир.