Арт-изделия из серебряной проволоки в форме серьг, которые плетет молодая девушка из Бучи Божена Бондаренко, она художница и основательница бренда Pechera. Что становится вдохновением для необычной художницы исследовала fashion-журналистка и колумнистка Marie Claire Ukraine Ксения Ковалева.
Божественная Бондаренко, основавшая бренд Pechera выросла в семье художников: “Я имела возможность ознакомиться с разными формами познания и выражения искусства. На каком-то семейном празднике я взяла мюзле от шампанского, раскрутила и сделала одну из первых сережек. Так все и началось”, – вспоминает она. Сегодня за спиной Божены – экспозиция в Американском Доме и выставка в Музее Проблем Современного Искусства Киева. Скульптуры, моносерьги — ее изделия из проволоки поднимают диалог о жизни и смерти, о выборе собственного пути и уверенности, об окружении и влиянии на хрупкую человеческую натуру. Божена сейчас работает над новой линией сережек, посвященной мотанкам и современной молодежи, жизнь которой раз и навсегда изменилась после 24 февраля.
Мне не раз приходилось писать о ювелирных изделиях и аксессуарах. Но я еще не встречала людей, которые делали коллекции в углу на известных Киевских рейвах: “Мне кажется, что на рейвах часто происходят более странные вещи, чем девушка с плоскогубцами, что плетет что-то из проволоки”, — говорит Божена Бондаренко, когда я спрашиваю у нее как так случилось, что тусовки стали мастерской, — «Как мне это пришло в голову? Да просто часто становится скучно, а уходить из тусовки совсем не хотелось поэтому нашла для себя решение проблемы в творчестве, плюс можно познакомиться с классными людьми, которые интересуются тем, что я там делаю в углу. Еще на рейвах всегда есть светомузыка. определенной художественной стороны, поэтому я их быстренько там и фиксирую”.
И сейчас это осталось в довоенном прошлом. Божественная, которая родилась и выросла в Буче — городе, которое стало известно на весь мир из-за кровавого террора россии, вынуждена была оставить свою жизнь в уютном доме и бежать во Францию. «Мне удалось в первые дни полномасштабного вторжения уехать заграницу, а родные были сначала в Буче, потом в Ирпене, и уже во время обстрелов и всего ужаса они выбирались в Киев — поэтому со мной происходил полноценный сюрреализм«, — вспоминает Божена, — “Я словно попала в зазеркалье, ведь я фактически впервые попала в путешествие по Европе, я проехала 13 стран, и везде было так спокойно и красиво, а с другой стороны моя семья каждый день была на грани жизни и смерти. Мой дом находится на улице Яблонской, к сожалению, моя цветущая улица теперь известна как улица смерти”. Даже BBC написали о Яблоньской улице, а чат жителей дома Божены разлетелся новостями, ведь именно в том доме зверства россии остались кровавыми пятнами на стенах. “К моменту деоккупации Бучи я была словно окаменела, однажды в Брюсселе близкий мне человек, у которого я тогда жила, дал свои плоскогубцы и проволоку. Этот толчок дал мне возможность вспомнить кто я и возродить свои чувства”, так я начала делать новые серьги с образами мотанок. Символ украинской куклы-мотанки – самобытный и сохраняет сущность нашего этноса цельной и чистой. “Кстати, первые серьги я делала из обычной бижутерийной проволоки, мюзле или из строительной проволоки. Мне нравится изучать фактуры материалов, к тому же меня еще увлекает тема ресайкла, иногда нахожу какую-то прикольную проволоку, делаю из нее серьгу потом краслю и все прочее. С драг металлами я частично начала работать сейчас во Франции, здесь нашла в доступе медную проволоку с плотным серебряным покровом, позволяющий с легкостью изгибать форму, которую заблагорассудится. Работать с серебряной проволокой — меньше свободы, потому что она чаще ломается, и психологически труднее себя отпустить, ведь все мои работы я делаю в технике фрихенд”, — рассказывает Божена о том, почему она выбрала именно проволоку из всех доступных материалов .
Абстрактные линии – именно так можно назвать серьги Божены, когда смотришь на них, но она объясняет: “Мое искусство началось с создания абстрактных лиц. Я смотрела на все, что меня окружает и всматривалась где вырисовываются и вписываются самые интересные линейные формы – это оказались лица, которые я находила в обоях в моей комнате, сосновый лес (там куда ни посмотри, везде абстракция), светомузыка на рейвах (когда у тебя есть несколько секунд, чтобы зафиксировать чье-то лицо), старики (у них очень фактурная кожа, на которой есть гораздо больше линий, чем у молодых людей). После поглощения «картинок», я делаю отвлеченные лица или фигуры, эта техника называется фрихенд”. Когда девочке было 16, она потеряла самого дорогого человека – маму: “Тогда я написала определенный абстрактный текст о линии жизни. Так и поняла, что изучение линии как определенной философии в сочетании с проволокой – это мое проявление искренности в искусстве”.
Несмотря на то, что серьги от Pechera достаточно популярны среди молодежи, Божена не любит говорить, что у нее есть собственный бренд. Она – об искусстве, а ее творение – о философии мировосприятия. Линия – база не только серьги, из них рождаются также и абстрактные скульптуры Божены, которые были в центре внимания на выставках современного искусства в Киеве: «Проект со скульптурами я назвала «Линия идентификации» — портреты людей, призванные показать, что все мы чертим свою линию жизни. Никто не имеет права осуждать решения других. Каждый из нас уникален, и каждый из нас, в первую очередь, человек. Все участники проекта являются представителями ЛГБТК+ сообщества, их линия жизни для меня одна из болезненных и волнующих тем. Я думала о том, как показать равенство между всеми людьми, независимо от гендера и сексуальной идентификации, и решила записать интервью с ними. За счет временных рамок портреты людей были достаточно абстрактны, что не позволяет зрителю узнать то или иное лицо, это производит эффект отчуждения, в конце я спрашивала, с какой фигурой они себя ассоциируют, что было для меня логическим окончанием линейных портретов из проволоки. em>”.
Когда Божена переехала из Киева, где жила всю молодость, во Францию со скульптурами пришлось временно остановиться, и на первый план вышли моносерьги по украинским мотивам: “Будь на чужбине я очень скучаю по Родине, поэтому мой мозг нашел утешение в культурных символах. Мотанки я еще в детстве делала с мамой, и это была одной из моих любимых кукол (они у меня сохранились до сих пор, и даже пережили всю ту катастрофу в Буче), я, пожалуй, на уровне подсознания это вспомнила и уже фрихендом начала создавать коллекцию Мотанка». Все мотанки Божены особенные — они не только «смотанные», но и обнаженные груди, символизирующие феминность и женскую непокоренность, которую так отчаянно показывают наши сильные женщины сегодня: «то, что мои работы созданы из металлической проволоки придает им грубость.» В подростковом возрасте я влюбилась в творчество ДахаБраха и, наверное, с тех пор вынашивала в себе идеи, касающиеся актуализации и переосмысления нашего культурного наследия”.
“В общем я чувствую, что европейцы не до конца осознают, что происходит. После моих сюрреалистических путешествий по Европе, я остановилась во Франции, близ Марселя, и тут почувствовала, что я нахожусь будто в пластиковом измерении — блестящем и разноцветном, но, при этом, разрушительном и токсичном. В Марселе много беженцев из разных стран, и украинцам помогают гораздо больше других. Это меня возмущает и я чувствую глобальную мировую несправедливость, безразличие и безнаказанность”, — рассказывает девушка и права, ведь до сих пор в мире нет ни одной программы комплексной помощи беженцам. Всех оставляют на окраине политических игр, в которые играют большие дяди, — мне здесь тяжело, но это заставляет думать и действовать, жаль что так не работает с европейцами. Каждый раз, когда планирую вернуться домой, случается прилет ракеты в соседний дом, то угроза ядерной атаки. Но да, я никогда не мечтала покидать Украину, всегда удивлялась подобным мечтам своих друзей, но сейчас так сложилось, что судьба привела меня сюда, наверное, чтобы сделать сильнее и показать, как сильно я все-таки люблю родной Киев”.
“Раньше я чувствовала себя чудачкой, потому что слушала в основном украинскую музыку и была не в контексте российского блогинга и новостей, а теперь у меня появилась почти целая страна единомышленников, как это может не радовать?”, — говорит Божена когда я спрашиваю ее, как она видит развитие культуры сегодня, — “ми боремся за свое существование кровью – это вдохновляет и побуждает художников творить, поэтому война стала жестким толчком к активному действию – созданию искусства. Мы все травмированы, но мне кажется, что эта война дала нам понять, что мы самая сильная нация на самом деле, лишила комплекса неполноценности, посеяла ярость и надежду на самих себя. Это такой кайф слышны первые ноты украинского языка от людей, которые не говорили на нем раньше. Я чувствую, что на нашей земле расцветают цветы с каждым новым сознательным человеком. У нас проснулись наши предки, наши духи и наши символы – они объединились в нас и дали силы нам одолеть врага, прежде всего, в самих себе”.
Автор: Ксения Ковалева
Читайте также: О ЧЕМ ЖЕНЩИНА МОЛЧИТ: РЕГИНА, ВОКАЛИСТКА ОПКИ GARDEN KRIST