Расскажите, как возникла идея создания музея, поскольку, несмотря на культуру как мировой тренд, эта сфера не обещает прибыли и мгновенной славы.< /p>
Этот вопрос будто подразумевает ответ, что любое дело начинается ради прибыли и мировой славы. Но когда я открывала музей, я уже реализовалась как бизнес-вумен и вопрос прибыли не был для меня движущей силой для создания культурного проекта. Я стремилась к своему опыту и средствам использовать для блага общества, своего города. Мне хотелось открыть музей для людей, чтобы они приходили с детьми и – да, я могла себе это позволить. Я горела этой высокой идеей.
Сама идея возникновения была в первую очередь связана с площадкой, на которой, по моему замыслу, частные коллекционеры должны были выставлять свои коллекции. Но незадолго до открытия, многие коллекционеры – каждый из своих причин – отказались предоставить свою коллекцию. И уже за полтора месяца до открытия я поняла, что буду открывать музей в любом случае: даже с минимальным количеством экспонатов, которое соберу самостоятельно. Поскольку среди предложенных мне экспонатов не было платьев, я решила приобрести первое платье. Так я и стала коллекционером. Далее открытие музея состоялось фактически с тремя пустыми залами. Но я тогда уже осознала, что открываю музей, как площадку, с мыслью, что «святое место пусто не бывает». В дальнейшем я получила подтверждение этой идеи.
Почему вы этим занимаетесь?
С детства я стремилась прекрасного, несмотря на то, что выросла в обычной и довольно сложной семье из Черкасс. Я много читала, усердно училась. Мне при всем хотелось стать похожей на героини романов об аристократах, о которых я читала в любимых книгах. Их темп и качество жизни, красота быта и досуга меня завораживали. При всем том я предпочитала сформировать в себе аристократизм духа, если уж аристократкой по происхождению я не была.
Наши дела – это наше лицо и суть. Недавно мы сняли видео о моем музее и платье-реплике из витрины музея. Кстати, этот ролик можно посмотреть на YouTube странице музея. Так вот там я и отвечаю на этот вопрос: мой музей – это мой автопортрет.
Я стараюсь углубиться в смыслы, которые скрывают обычные (на первый взгляд) вещи, исследовать свою историю, поразмышлять о потерянной эпохе, и что было бы, если бы…
>
В Victoria Museum мы показываем ту сторону украинской истории, артефакты которой были потеряны из-за переворота 1917-го года. Все вещи из моего музея – свидетели другой жизни. Когда обычные жители городов каждый день пользовались красивыми вещами. Когда украинская интеллигенция много путешествовала, чем способствовала распространению европейских модных и технических достояний в Украине. Когда меценаты и коллекционеры – такие как Варвара Ханенко, Никола Терещенко, Наталья Уварова – были звездами общества того времени, его украшением и гордостью.
Сегодня в Украине – совсем другое отношение к деньгам и совсем другими мерилами измеряется успех. Поэтому у меня есть амбициозный план повлиять на общество и сделать модным и признанным меценатство, частные музеи, да и посещение музея как вид досуга. Считаю, что это моя миссия.
С какого количества экспонатов вы начали и сколько их сейчас?
Начиналась коллекция всего из семи экспонатов. В музее более 1400 экспонатов, из которых в витрине представлено около 700, а остальные находятся в фондах. Таким образом, создается ресурс для представления наших временных выставок. Именно из таких запасов мы создали выставку «Флаконный рай», которая начинается 14 января и продлится в течение двух месяцев. А весной – состоится выставка “Стильные штучки 19-го века: шляпки, зонтики, перчатки” – и экспонаты для нее мы тоже берем из фондов.
Какие ценные и почему?
Для меня нет экспонатов неважных или менее значимых. Каждый экспонат попадает в коллекцию взвешенно, ведь он несет определенную содержательную нагрузку. Например, редкий китайский телескопический веер «Тысячи лиц» – рассказывает историю о вкусе его обладательницы, о ее желании поражать; параллельно – о том, каким было отточено искусство создания веера; а кроме того, о развитии торговых связей Запада и Востока.
На выставке “Флаконный рай” будут представлены самые мелкие экспонаты моей коллекции – флаконы: из стекла, фарфора, хрусталя, украшенные серебром или ручной росписью… Их я тоже подбирала тщательно, ведь эти «мелочи» – рассказывают историю о том, как изменялись вкусы и технологии. Выбрать жемчужину среди платьев – также практически невозможно, ведь платье горничной из моей коллекции не менее важно для изображения эпохи, чем пеньюар куртизанки, турнюр 19-го века или безумно дорогое, даже в свое время свадебное платье аристократки модного дома House of Worth… >
Что касается стоимости экспонатов – это один из самых любимых вопросов журналистов. Но музей тем и отличается от магазина, что здесь экспонаты бесценны – из-за их исторического контекста.
Как вы пополняете коллекцию?
Пополнение коллекции – непрерывный процесс. Происходит он разными путями: кое-что я покупаю на аукционах или на фли-маркетах, по всему миру мои дилеры отыскивают экспонаты, отвечающие требованиям моей коллекции (в частности, временной промежуток 1830-1920 г.г. и класс – у меня представлены экспонаты, которые принадлежали среднему классу). Но самые ценные экспонаты – те, которые подарили меценаты или дарители. Это отдельная страница истории музея, куда имена этих людей вписываются «золотыми буквами».
Каким экспонатом вы предпочитаете владеть?
Начну с того, что вещи в музей попадают совсем не случайно. У меня есть страсть к костюмам и вещам, но предпочитаю, чтобы вещи сами стремились быть в моем музее.
Если пофантазировать в полную силу, я мечтала бы о том, чтобы в моей коллекции были платья трех женщин, которыми я восхищаюсь. Все эти три женщины – женщины разных архетипов. Первое – это платье Варвары Ханенко, но невозможно, ведь после революции зачистили и уничтожили все. Хотела бы показать, как выглядела Варвара, горевшая идеей создать частный музей. Я бы хотела иметь платье Леси Украинки, ведь оно было модницей и это было бы знаковым для музея. Но это тоже исключено, ведь советские власти очень долго делали из нее героя и, конечно, герой теряет человеческие черты в ходе эволюции своего образа. А также мне хотелось бы иметь платье моей любимой Марии Заньковецкой.
Хочу подчеркнуть, что я не просто коллекционер, а музейщица. Поэтому для меня более актуален вопрос: каким бы я предпочитала владеть музеем. Я хотела бы, чтобы у меня был музей как в Париже, музей моды Гальера. Этот музей имеет в центре города свое помещение, свой подъезд, свое пространство…
Можно ли увидеть экспонаты вашего музея в кино или арт инсталляциях, фотосессиях?
Это неприемлемо, конечно. Даже не представляю, чтобы кто-нибудь взял платье и оставил на нем свою ДНК. Эти платья очень хрупкие, им всем больше 100 лет. Считаю, что это вандализм и кощунство, когда музейные экспонаты используют как реквизит, якобы для того, чтобы привлечь внимание к музею, к экспонату. Давать эти вещи временным звездочкам это нонсенс. Задача музейщика – сохранить эти вещи для потомков – детей и внуков этих самих «звездочек», а не удовлетворить чье-то эго, кто хочет воспользоваться вещами из музея. А если старинное платье одевать – это значит обречь его на скорую смерть. К тому же вы только посмотрите на размер этих платьев! Роскошные фигуры наших современных селебритис туда вряд ли поместятся.
Я знаю, что в музее Victoria&Albert есть студия, где снимаются в каких-то кусочках фильмов музейные экспонаты. Но это делается за сумасшедшие деньги, а за процессом наблюдает огромный штат людей. Для музея это донорские деньги, которые используются для реставрации или закупки новых экспонатов.
Мы всего дважды предоставляли вещи из наших фондов на двух ивентах для блоггеров. Впрочем, все происходило под наблюдением наших экспертов, исключительно в перчатках, в спокойном режиме и в порядке очереди.
Читай также:Расскажите о создании платья-реплики. Как эта идея возникла и как вы смогли ее реализовать?
С самого открытия музея я мечтала сделать фильм, в котором была бы отражена связь прошлого и будущего – моими глазами. Шло время и мои мечты медленно переплелись и перешли в достижимую цель – снять ролик, где я буду главной героиней в платье с витрины. На реализацию этого ушло целых два года.
Сначала я долго искала мастерицу, которая бы смогла максимально точно воспроизвести платье один в один. Даже попыталась сшить тестовое платье с демократическим прайсом, чтобы убедиться, что моя идея будет в правильных руках. Затем мы вместе с двумя мастерами выбрали пять платьев из витрин, которые можно было технически воспроизвести друг в друга, то есть сделать реплику.
Следующий шаг – найти ткань такого же качества, как это было в конце 19 века и с соответствующим принтом и цветом). После трех месяцев поисков – только под одно платье мы смогли подобрать ткань, которая была бы натуральной, и к тому же идеально ложилась в турнюр. Сделав предварительные «пробы» по образцам – мы наконец-то заказали ткань и подобрали ткани-компаньоны.
Далее – месяц ожидания ткани, работа в мастерской по изучению кроя исторического платья, создание правильного лекала, четыре сложных примерки.
И вот, почти у цели, — встал вопрос шляпки, прически аксессуаров. Мы изучили гравюры и наконец-то определились в моем образе. Через два года платье было готово!
Каков ваш любимый музей европейский и какой, по вашему мнению, должен посетить каждый?
Не надо нам постоянно смотреть по сторонам, где лучше, когда оно есть у нас самих. В этом году Victoria Museum вошел в список лучших музеев Европы по версии самой уважаемой европейской музейной премии EMYA. Эта премия существует с 1977 года, и принять участие в гонке могут молодые музеи в возрасте до 4-х лет. Оценивается современность, инновационность, соответствие европейским стандартам, условия хранения и экспонирования экспонатов, умение общаться со своей аудиторией – то есть критериев очень много! Это настоящий музейный Оскар, номинантами на который стал мой музей. Итак, ответ очевиден – это мой музей. Я мечтаю, чтобы его посетил каждый киевлянин, каждый украинец, ведь это так важно ценить то лучшее, что твоя страна.
С кем из выдающихся модниц / модников, оставивших след в истории, вы хотели бы пообщаться? (Давайте, пофантазируем;)
Мысленно я сразу же вернулась к именам, которые я перечислила выше — Леся Украинка, Мария Заньковецкая и Варвара Ханенко. Это именно те женщины, с которыми мне хотелось бы пообщаться – и не только о моде, но и о жизни.
Материал подготовлен пресс-службой Victoria Museum
Автор: Ольга Таций