Елизавета Скоропадская – дочь гетмана Павла Скоропадского. В эмиграции эту женщину воспринимали как образ Украины.
Лиза росла на историях о героических казаках, которые девочке рассказывали, впрочем, как и другим детям того времени – сказки. Мужественные герои для ребенка были настоящими рыцарями. Итак, когда в 1918 году отца Лизы помазали на гетманство, семья Скоропадских вошла в великую историю Украины. Елизавета стала активной участницей Гетманского движения и секретаршей своего отца.
Вот как вспоминала ее младшая сестра Елена: «Славное прошлое с древних гетманских времен снова ожило для нее в лице отца. Молодые и старшие паны из отцовского окружения восхищались Лили (так звали Лизу родные и близкие. – Прим. ред.): молодая красивая гетмановна и к тому же настоящая украинская патриотка. Лили с самого начала стала среди сторонников гетмана своего рода иконой, во всяком случае, любимым членом нашей семьи».
Елена Отт-Скоропадская утверждает, что Лиза была самой пылкой украинкой в их семье: «Лили как-то рассказала мне, что она всегда, еще ребенком, вполне сознательно чувствовала себя украинкой».
Трагическая история гетманства стала и личной трагедией Елизаветы Скоропадской. Она больно восприняла восстание против отца, падение Гетманата и вынужденную эмиграцию. Сестра Елена описала те времена: «Ее любимого отца, посвятившего себя Украине, объявили вне закона. Это было для нее непостижимым. Тяжело страдала Лили из-за потери Родины».
За рубежом гетмановна стала послом Украины. Во время Голодомора рассказывала всему миру об искусственном голоде, который русские оккупанты осуществили на ее родной земле. Елизавета Скоропадская возглавила созданный Гетманским движением Комитет помощи голодающим в Украине. Во время Второй мировой войны Лиза занималась украинцами, которые были вывезены на принудительный труд в Германию: передавала им продукты и одежду, добивалась облегчения режима содержания. Украинцы стали называть ее «наша Лиза».
В феврале 1959 года Елизавета Скоропадская возглавила руководство Союза гетманцев-государственников. Под ее руководством создан Восточноевропейский исследовательский институт имени Вячеслава Липинского. Там хранились материалы украинского государственного движения.
История портрета гетмановны
Наибольший сборник материалов семьи Скоропадских находится в Музее гетманства в Киеве. Среди них есть и личные вещи Елизаветы Павловны. Это вышитая белым по белому рубашка и плахта.
Авторка портрета – художница Ольга Мордвинова, подруга семьи Скоропадских. По заказу Павла Петровича Мордвинова писала портреты украинских гетманов и членов семьи Скоропадских. Самая младшая дочь гетмана Елена передала эту серию портретов Музея гетманства. Не хватало одного – портрета Лизы.
Картина стала знаковой для украинцев, живших в то время в Европе. Для них образ Елизаветы олицетворял Украину. С портрета воспроизвели листовки, одна из которых хранится и в Музее гетманства. Однако сам портрет считался пропавшим, пока не произошло чудо.
Артдетектив
В Музей гетманства обратилась Катарина Шалль из городка Оберстдорф – небольшого лыжного курорта в Баварских Альпах. Катарина ошеломила сотрудников музея. Оказалось, что потерянный портрет уже 40 лет висит в семейном доме. Все эти годы семья и не подозревала, что на портрете изображена дочь гетмана Украины Елизавета Скоропадская. Не менее удивительной оказалась и история картины. Отец
Катарины фактически спас исторический портрет: если бы он вовремя не забрал картину, ее бы выбросили на помойку.
Катарина Шалль рассказала Marie Claire почти детективную историю: «Моему отцу было 15 лет. В местной газете он увидел объявление о том, что в Оберстдорфе ликвидируется какое-нибудь домохозяйство. Отец собирал марки, поэтому отправился на поиски редких экземпляров – а вдруг нашел бы. Но увидел картину, которая просто стояла за дверью. Его сразу поразили цвета и женщина, которая была на ней изображена. Отец спросил у наследников, что будет с картиной. Хозяин ответил: «Можете забрать, иначе картина окажется на помойке». Отец принес домой портрет и повесил в своей детской комнате. Портрет провисел там последние 40 лет, пока его не заметила уже я. Как и отец, я влюбилась в картину с первого взгляда. Цвета, цветы, украшения и харизма женщины – это некая магия. Я повесила портрет в своей квартире, и все приходившие ко мне были также поражены. Практически каждый гость спрашивал, кто это и какую историю скрывает картина. В то время я совсем ничего не знала о женщине, которая на ней изображена. Решила начать собственное исследование. Благодаря функции поиска изображений Google я нашла музей в Киеве и узнала много информации о человеке с картины».
P.S. Семья Шалль состоит из отца, мамы, Катарины и ее брата. Дети женаты и имеют свои семьи. У главы семейства – трое внуков. Сейчас старшему члену большой семьи – дедушке Катарины – 85 лет. Самому младшему ребенку – два годика. У семьи маленькое хозяйство. Все они работают на своей ферме, свободное время также проводят вместе в семейном кругу. Шалли гордятся тем, что хранят историческую достопримечательность, пока в Украине идет война: «История женщины, изображённой на портрете, – чрезвычайная. Сейчас, как и тогда, украинцам приходится переживать многие страдания. Война – это всегда о жестокости. Особенно когда должны погибать невинные люди и дети. Мы надеемся, что в Украине скоро наступит мир».
Аутентичная полтавская рубашка, реконструированная мастерицами Etnodim по портрету Лизы Скоропадской, станет частью коллекции киевского Музея гетманства.
Вдохновением для совместного проекта Marie Claire и бренда современных вышиванок Etnodim стал портрет Лизы Скоропадской. Скульптор, общественный деятель и посол Украины из казацкого старшинского рода Скоропадских, родословная которых ведется с XVII века, жила в эмиграции, но обязанностью считала положить жизнь в пользу страны.
Работа над реконструкцией рубашки началась с изучения портрета и фотографии Скоропадской. Визуальное впечатление от портрета – аристократическая и приподнятая – команда Etnodim воспроизвела в рубашке. Результат – изысканный образец украинского высокого шитья.
В разработке орнамента и кроя рубашки Скоропадской пригодились экспертиза в региональных особенностях полтавской вышивки, открытые диджитал-архивы частного собрания «Открытый сундук» и коллекции Музея Ивана Гончара. Конструктивной основой изделия стал крой аутентичной додольной рубашки, которая шьется из одного куска полотна. Орнамент выполнен в трех техниках: наличники (шитье белым по белому), штаповка (настил стежков на ткани) и вырезание (шитье с прорезыванием ткани).
Интересно, что проект Etnodim разрабатывался звездной командой алюмни Киевской государственной академии декоративно-прикладного искусства и дизайна имени М. Бойчука. Дизайнер Etnodim Мария Павлюченко руководила проектом, Олеся Черкасова выполняла вышивку (на работу ушло 156 часов). На финальной стадии консультировала Александра Сторчай, старший научный сотрудник Музея Ивана Гончара.
Творческий труд над проектом стал вдохновением для команды Etnodim. В планах – разработка моделей на основе «архаического» кроя, который подходит любому типу женской фигуры. А рубашку «Скоропадская» с машинным шитьем уже можно найти в постоянной коллекции Etnodim.
Над проектом работали:
директор музея Гетманства Евгения Карацюба
журналист Николай Гулько
директор бренда Marie Claire Ukraine Екатерина Фастовец
Авторка: Яна Панюшкина