В это бурное время, веримся к нашему циклу материалов, от современных исследователей родной культуры Ukrainian Aesthetics.
Годы уходят, а главным мерилом общей культуры человека, как во времена Маркса, так и сейчас, остается отношение мужчины к женщине. Несмотря на то, что Маркс был приверженцем эмансипации вообще (включая женскую) и довольно принципиально поддерживал свободу расторжения брака, все же большую роль играет именно контекст эпохи. Если же говорить о сексуальной революции 1917 года, то брачные отношения часто отличались неравноправием: женщина не была свободна в выборе партнера, а мужчина имел широкие возможности.
Реализацию мечты об уходе женщины воплощала Александра Коллонтай. Главную цель она видела в том, чтобы чувство любви между полами было воспитано правильно — в духе пролетарской идеологии. Но любовь часто все же имела рамки и подчинялась высшему чувству — любви-обязанности к коллективу.
С самого детства Коллонтай воспитывали как «хорошую партию» для будущего мужчины, обычного рабочего, которому женщина нужна не для любви, а для ведения хозяйства. Таким стал Владимир, первый муж Александры. Сама Коллонтай не хотела быть птичкой в клетке и все больше смотрела в сторону революционного рабочего класса России.
Работая на заводе, в 1896-м, все еще замужем, она созерцала тяжелый труд работниц в совсем плохих условиях, а к тому же еще и за более низкую плату, чем у представителей сильного пола. Именно в этот момент она поняла, что только социалистическая революция поможет решить проблему неравного положения женщин с помощью экономических отношений. Поэтому ни секунды не колеблясь, решилась на поездку в Цюрих и начала изучать экономику. Впоследствии в России публиковала собственные статьи и книги, а также давала лекции не только внутри страны, но и за рубежом. Куда надолго убежала от ареста. А по возвращении в 1919-м основала Жинотдел — государственное отделение для воспитания и образования женщин.
Главная идея, которую Александра несла в массы — это то, что женщина имеет право сама решать, когда рожать, освободиться от оков домашней заточки и получать поддержку со стороны государства в обеспечении воспитания детей, развития, труда и частично политической сфере. . Своими действиями Коллонтай стремилась создать «новый быт», в котором женщина и мужчина прежде всего товарищи, а также воспитать настоящую «женщину-человека».
«Все современное образование женщины направлено на то, чтобы запереть ее жизнь на любовных эмоциях, — писала Коллонтай в статье 1911 года. — Пора научить женщин не воспринимать любовь как основу жизни, а лишь как шаг, который поможет им раскрыть свое настоящее Я».
Благодаря хорошим ораторским способностям, впоследствии Коллонтай реализовала себя как дипломатка и политкиня. А непосредственное участие Александры на собраниях помогло принять «Декрет ВЦИК и СНК о расторжении брака», по которому все граждане Российской республики имели право на развод, и «Декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния».
Александра Коллонтай в посольстве СССР в Стокгольме, 1940-е годы
Кроме того, Коллонтай одной из первых отказалась от традиции заключения церковного брака, отдав предпочтение гражданскому. Также она не захотела брать фамилию своего нового мужа после женитьбы и оставила свою.
Первые изменения стали заметны именно в 1920-х годах. В своем предисловии к роману «Красная любовь» Коллонтай отметила, что «общество стало уважать женщин не только и не столько за их «высокие моральные качества», а за их эффективность и изобретательность в обязанностях перед ее классом, страной и человечеством в целом ».
Жизнь большинства женщин все улучшилась. Вместо мечты выйти замуж в 22, девушки предпочитали развитие социалистического общества. Однако сразу мир не изменить. Поэтому в государстве осталось большое количество безработицы и сексуальное насилие.
Вклад Александры Колонтай сыграл чрезвычайно большую роль в улучшении положения женщины в Советском Союзе, а также в РСФСР. Ведь, прежде всего, изменения на себе почувствовали наши бабки и прабабушки, а волну, смешанную с новыми истоками феминизма, вторично чувствуем мы.
Фото прессслужбаUkrainian Aesthetics strong>