Идея объединить моду и искусство – не нова, но воплощение произведений известнейшей народной художницы Марии Примаченко в трикотажных вещах бренда 91LAB (RITO Group ) цель привлечь внимание к украинской культуре, страдающей рашистским нашествием, и в который раз напомнить, что Украина сегодня — в авангарде нового мирового порядка.
Триггером для создания капсульной коллекции 91lab, вдохновленной творчеством Марии Примаченко, стало разрушение российскими войсками Иванковского историко-краеведческого музея, в котором хранились работы выдающейся украинской художницы ХХ века. «В эти дни во мне бушевал внутренний протест: захватчики не имеют права трогать ни наших людей, ни нашу историю: то, что наше, не принадлежит больше никому. И мне захотелось сделать коллекцию по произведениям Марии Примаченко, чтобы продолжить, усилить, проявить и прокричать: не трогайте, это наше», — рассказывает о рождении идеи дизайнер Алена Пикуль.
В начале марта дизайнер сделала первые эскизы коллекции. После знакомства с правнучкой художницы, основательницей Благотворительного фонда «Творческое наследие семьи Марии Примаченко» Анастасией Примаченко эскизы немного скорректировали: для коллекции взяли не только самые известные произведения Мария Овксентиевны как «Зверь», «Опудало» (в этом году картина представлена » 59-й Венецианской биеннале современного искусства), но и работы из семейной коллекции, которые ранее не экспонировались — чтобы показать разные грани творчества великой наивистки.
Произведения Марии Примаченко мы узнаем благодаря ярким цветам, авторским декоративным элементам, причудливым зверям и птицам. Из-за того, что дизайнер бренда Алена Пикуль хотела задействовать в коллекции как можно больше изображений, а также показать надписи Марии Оксентьевны на обороте картин, появилась идея соединить героев нескольких работ и надписи к ним на одном холсте — будто создать Мариин скетчбук. К тому же дизайнер перевела их из цветной живописи в черно-белую графику. Белые и черные худые и кардиганы – фронтмены этой коллекции.
Особенность этой коллекции состоит в том, что она создавалась в непростое время.
Для нас она как гимн стойкости и жизнеутверждаемости нации. Я, как владелица и менеджер компании, для которой компания во многом равна жизни, всегда избирательно отношусь к тому, что мы создаем. А тут ты думаешь даже не о коммерческом успехе, а о том, что есть возможность прикоснуться к чему-нибудь священному. Для каждого украинца Примаченко – это не просто картины на стене: когда ты читаешь надписи на этих работах, ты понимаешь, что это прошит в тебе, ты с этим вырос. И то, что получилось, во многом даже превзошло мои ожидания от эскизов.
Трикотажное производство уникально тем, что ты любую идею можешь реализовать так, как нарисовано – ты рисуешь это полотно. А тут выходит, что ты практически сам затрагиваешь искусство великой художницы, вслед за ней рисуешь ее картины. Чтобы создать одно такое полотно, дизайнер все прописывала вручную – каждый пиксель, каждую клеточку, каждая петельку, то есть практически все вывязанное полотно – это заново нарисованная картина. То есть это титанический труд и дизайнера, и программистов, и вышивальщиц, и вязальщиц, но результат того стоит!, — Татьяна Абрамова, основательница и СЕО RITO Group
Впервые бренд экспериментирует с новой для себя, но старой украинской технологией – забойкой. Футболки в капсуле выполнены не промышленным способом принтовки, а крафтовым — с помощью специальной деревянной формы, сделанной народным мастером из Полтавы Владимиром Маркарьяном, масляных красок и метода ручного отжима. Эта технология подчеркивает как уникальность каждого произведения Марии Примаченко, так и уникальность каждого изделия из капсульной коллекции 91Lab. Помимо футболок этикетки в коллекцию также сделаны способом забойки с набрызгом самых характерных цветов Марии — желтого, зеленого, красного.
Капсульная коллекция, вдохновленная произведениями Марии Примаченко, состоит из объемных комфортных вещей — кардиган, худые, платье, пальто. В аксессуарную линейку коллекции входят платки, балаклавы, разобранные жилеты с капюшоном, шарфы-палантины и носки.
Каждая коллаборация – это новая история. Мне кажется, что у меня продолжается постоянный диалог с Марией, я ее чувствую, и когда нам что-то в сотрудничестве не ОК, нам с Наталией Гнатюк, юристом Фонда, это мозолит одновременно.
В коллаборации с брендом 91lab сначала Алена использовала те картинки, которые есть в интернете, а когда я ей прислала подборку из архива, вдохновение пошло по новому кругу: у нее сразу отпали предыдущие работы, потому что она Марию узнала совсем по -другому захотела показывать неизвестные произведения. У нас такого очень много – и в нашем сборнике, и в других частных коллекциях.
Меня поражает в этой коллекции, что Елена использовала не просто картины Марии, но и надписи – ее почерк, график ее руки, ее послание к людям. Это как другая сторона медали. Потому что Мария – это не просто картинка, это история, рассказанная ее рукой. Она просто гениальна.
Когда я одеваю эти вещи, я чувствую, как от Марии идет радость, потому что Мария тоже была своего рода дизайнером, она сама шила себе вещи и вышивала. И не только себе, но и людям – она этим зарабатывала деньги, когда были тяжелые времена. В то время она не могла и подумать, что ее картины будут на таких красивых вещах таких классных брендов. Мы мечтаем создать резиденцию Марии Примаченко в селе Болотня, где она родилась. И благотворительные средства от продажи коллекции 91lab пригодятся нам, потому что на строительство нужна очень большая сумма. Это будет точка на карте, где человек сможет погрузиться в искусство, познать искусство, узнать Марию и почувствовать, как создавались ее картины. И я надеюсь, для клиентов RITO Group, для покупателей это будет также важно – знать, что часть их денег пойдет на создание музея Марии Примаченко.» — Анастасия Примаченко, основательница Благотворительного фонда «Творческое наследие семьи Марии Примаченко» >
Часть прибыли от продажи коллекции бренд будет перечислять на строительство арт-резиденции и музея Марии Примаченко в ее родном селе Болотня на Киевщине (архитектурный проект Yakusha Studio), которое инициирует Maria Prymachenko Family Foundation, которая занимается популяризацией, охраной и защитой искусства Марии Прима .
Лицо коллекции — профессиональная модель Алина Гончарук и правнучка художницы Анастасия Примаченко. В съемке были использованы подлинные вещи из семейной коллекции.
Фото: Денис Маноха, стиль: Диана Онацкая