Большинство из нас ищет идеальную формулу рабочего дня, которая позволяла бы быть максимально продуктивным. Канадский философ Пол Тагард на основании книги Мейсона Карри «Режим гения: распорядок дня великих людей» попробовал вывести формулу, как работали творческие люди.
Он проанализировал более 150 историй о распорядке известных людей, среди которых Чарльз Дарвин, Франц Кафка, Энди Уорхол, Анри Тулуз-Лотрек, Марсель Пруст. Затем в своей колонке для Psychology Today философ опубликовал статистику, сколько работали и когда творили знаменитые художники, писатели и ученые. Редакция rabota.ua публикует перевод этого текста.
Первый поразительный результат состоит в том, что большинство – 88% – имели характерный график, и лишь у относительно небольшого количества не было стандартного расписания. Тем не менее, некоторые выдающиеся люди были продуктивны без него, включая Федерико Феллини, Уильяма Джеймса и Дэвида Фостера Уоллеса.
Читайте также: ДРАЙВОВАЯ СЕМЕРКА: ФИЛЬМЫ О ГОНКАХ, ОГРАБЛЕНИЯХ И СТРАСТИ
Трудно сказать, являются ли примеры Карри показательными относительно всех творческих людей, поскольку он не говорит, как выбирал этих личностей. Возможно, есть люди, которые также сказали бы, что у них нет какого-либо графика, но они просто не писали об этом. Я же подозреваю, что люди, которые недостаточно организованы, обычно не настолько продуктивны, чтобы стать знаменитыми. Тем не менее, более широкие и менее произвольные примеры были бы более надежным руководством для создания общих моделей.
Второй поразительный результат заключается в том, что очень немногие из известных людей работали все время, с утра до вечера. Менее 10% были способны на этот изнурительный график. Я считаю это обнадеживающим. Среди трудоголиков были Бенджамин Франклин, Джордж Гершвин, Филипп Рот и Александр Грэм Белл.
Третий поразительный результат: большая часть знаменитых людей работала по утрам – около 72%. В сравнении с 48%, которые работали во второй половине дня, 22% работали по вечерам и 15% работали по ночам.
Среди всех около 25% реализовывали свои творческие планы только по утрам. Но около 27% могли творить как утром, так и днем. Другие варианты, например, работа только во второй половине дня, вечером или ночью, были редкостью. Среди немногих, кто работал только ночью, были Гюстав Флобер, Анри Тулуз-Лотрек, Франц Кафка и Марсель Пруст.