Закрыть
UA
Мода

Сексуальные практики украинского села

Поделись:

Для нас подготовили цикл материалов современные исследователи родной культуры, авторы паблика Твердая Крица.

Грицко спать идет в садик, а с ним и Маруся: сексуальная жизнь украинского села ХІХ века

Тема брачной и добрачной сексуальной активности наших предков долго оставалась табуированной не только среди ученых, но и в массовой культуре. К счастью, это начало меняться и реальная жизнь оказалась далекой от романтического образа села, созданного украинскими интеллектуалами. 

Вечерницы: игры в «приюте»

Основным местом для знакомства и выбора будущего супружеского партнера были вечерницы. Проводились они осенью и зимой, когда сельскохозяйственные работы шли на убыль. Вечерницы обычно происходили в доме вдовы или бездетной пары, которым за это платили. На таких собраниях девушки пряли и вышивали, ребята к ним ухаживали: шутили, держали за косу, делали подножки, а девушки в ответ их толкали или дергали за чубы. На Левобережной Украине существовала традиция совместного ночлега молодежи на вечерницах. Чтобы спросить, ляжет ли с парнем девушка, посылали питаря: «Если  девушка  приняла  предложение,  то  про  парня говорили, что  «ему  от ней  была  мокра»,  а  если  отказала  то «сухое» (2). 

Федор Кричевский. Невеста. Национальный Художественный Музей Украины

Ближе к ночи на пол стелили солому или рядно и ложились с нравившимися. Начинались поцелуи, ласки и объятия. Один вид таких ласк — «приюта» — записал этнограф Марко Грушевский на Киевщине: «…Это игра такая мальчишка и девичья. Он вылезает на нее и сомкнут тогда они животы с животами и сильнее что делали да и то второе (…) Больше ничего и не делают, а только играются, все он сдерживается, чтобы не пробить таки, а вот нее и плоть как сходит с нее, не впускать в нее… (…) Так наигрываются себе и все…» (3). Такие игры иногда приводили к потере целомудрия и нежелательной беременности, ведь девушки ничего не знали о половом акте и часто не понимали, что произошло. В лучшем случае девушка выходила замуж, а если же становилась покрытием, то навсегда упускала шанс стать полноценным членом тогдашней сельской общины.

Следует отметить, что девушка могла и отказаться от ночлега, однако подвергалась осуждению: «Хорошая девушка, она с ребятами спит. Когда-то с ребятами не спала девушка, то и не считалось, что это она и девушка» (4). Девушки сталкивались с двумя противоречивыми требованиями – участвовать в совместном ночлеге на вечерницах, но и недопустить потерю целомудрия. Как девушка справилась с этими задачами, становилось известно во время свадебного обряда «кладовой».

Обряд «кладовой»: срываем калину

Обряд «кладовой» или же проверки невесты на целомудрие был важным элементом свадебного обряда на Киевщине, Полтавщине, Черниговщине, Полесье. Сценарий  «кладовые» подробно описал Федор Вовк: дружко и сваха стелят молодым брачную постель в кладовке, состоящую из соломы, рядна или ковра, далее свашки заводят молодую в амбар. и начинают раздевать, молодой и друг между тем ждут перед дверью. Свахи тщательно проверяли невесту, чтобы не могла прибегнуть к потере целомудрия:  «Ее  обыскивают  очень  внимательно.  Свахи  доказывают  свои  старание  до  последней  < /span>меры:  они  щупают в  ней  под подмышками,  обыскивают  ее  прическу, распускают  даже  волосы,расчесывают  его  расческой … с  такой же  усердием  они  < /span>смотрят ее одежду и  новую  рубашку, приготовленную  специально  для  этой  случае;  все  это,  чтобы  убедиться,  что  нигде нет  завязанных   узликов,  иглы  ни  никого  другого  тонкого  орудия,  чтобы им  можно  сделать прокол» (1). 

[caption id="attachment_647880" align="alignnone" width="1024"] Илья Репин. Вечерницы

Потом молодые остаются в одиночестве, однако ненадолго – у двери остается ожидающий дружка, пока молодой сообщит о выполнении брачного акта, состоявшего из чисто дефлорации. Если же молодой не мог по какой-то причине «сделать калину», то за него это делали дружко, сама невеста или свахи.

Далее рубашку молодой показывали всем присутствующим на свадьбе (иногда ее заменяли на красную ленту или другой элемент одежды), заводили молодых в дом, где продолжались гуляния: «как честная молодая, то народ прямо пырыкается, хоть скрипок нима, так сказываются. Где они ту доску возьмут, внесут ее в дом, судьбы положат, чтобы громче стучало, скачут, прыгают через нее, крик, насилие» (2).

Если же невеста была «нечестной», то заканчивалось все срамными песнями и позором родителей молодой, однако брак уже считался неразрывным.

Брачная жизнь: «Латал бабу на печи, латал и на скамейке…»

Если вечерницы церковь преодолеть не смогла, то она успешно регулировала уже брачную жизнь украинцев. Половые отношения запрещалось иметь во время всех четырех постов, православных праздников, поминальных дней, по средам и пятницам, во время месячных и после родов. Украинцы верили, что зачатые в это время дети будут иметь физические и психические отклонения или же станут преступниками (2).

Исследовательница Ирина Игнатенко отмечает, что «относительно места для любви, половых поз, практикования орального и анального секса можно предположить, что чаще всего интимные отношения супругов происходили вне дома: на огороде, леваде, у реки или пруда». Также источником интимных практик может быть срамный фольклор. (3)

Следует отметить, что фигурирование в фольклоре «деда» и «бабы» вовсе не означает их старость. Поскольку детей начинали рожать рано, то речь идет о людях в возрасте около 40 лет.

Полная жизнь в браке обычно прекращалась с появлением у супругов внуков, поскольку мать новых детей уже не годилась. Переставали вести половую жизнь и после наступления у женщины климакса.

Источники

  • Волк Ф. Студии по украинской этнографии и антропологии. Киев. 1995 год
  • Игнатенко И. Женское  тело  в  традиционной  культуре  украинцев. Харьков: Клуб Семейного Досуга. 2016 год
  • И. Игнатенко. Секс и разговоры о нем в украинской деревне ХІХ — начале ХХ века // Гендер в Деталях
  • Майерчик М.  «Как какая девушка с парнем не спит, то она и не девушка совсем»: секс до брака в украинской традиции (до постановки проблемы) . Я: гендерный журнал. 2011. №1. С. 12-15.