Что происходит с Довженко-Центром? Крупнейший киноархив Украины и культурный центр, выстроенный вокруг него, пытаются уничтожить.
Акт 1
В середине августа Государственное агентство Украины по вопросам кинематографии издало приказ №100 о реорганизации Довженко-Центра.
Суть приказа – разделить Центр на три куска:
1) все фильмы передать существующему только на бумаге учреждению;
2) коллекцию мультфильмов изъять и на их основе создать (в условиях войны и сокращение финансирования в сфере кинематографии) Анимационную студию;
3) все, что останется от Довженко-Центра, продолжит свое существование.
Почему это плохо?
Это поставило под угрозу само существование кинонаследия. Если объяснять простыми словами – это как отделить от Национального художественного музея картины и скульптуры, или от Библиотеки Вернадьской книги, и продолжить деятельность без них.
Кинонаследие является основой деятельности Довженко-Центра. Фильмы, хранящиеся там благодаря команде узкоспециализированных профессионалов, затем исследуются киноведами Довженко-Центра. На основе этих исследований находят сокровища киноискусства, сканируют и реставрируют, пишут книги, делают выставки и показывают эти фильмы по всему миру.
То есть, забрав у Довженко-Центра кинонаследие, у него забирают основную деятельность, которой на таком уровне не занимается ни один институт в Украине.
У Довженко-Центра международная репутация. Реорганизация встревожила ведущие киноинституции – Международную федерацию киноархивов (FIAF), Ассоциацию архивистов подвижных изображений, Польскую киноакадемию, Французскую синематеку, Ассоциацию европейских кинематек и киноархивов. Действия Госкино ставят под удар международную репутацию Украины.
Акт 2
Госкино дает согласие на приватизацию двух из трех корпусов Довженко-Центра. Эти здания приносили Центру доход, конвертируемый в ремонт помещений и оборудования, финансирование проектов Довженко-Центра, а также приносил копейку государству.
Важная деталь: Довженко-Центр находится в одной минуте от метро Голосеевская. Из окон киноархива с одной стороны открывается роскошный вид на Голосеевский парк и Ореховатские пруды, а с другой – на строительство масштабного жилого комплекса, ведущегося буквально в нескольких метрах от него.
Акт 3
Рассказ вокруг реорганизации Довженко-Центра подтолкнул Госкино к идее изменить «неудобную» руководительницу Елену Гончарук и поставить на ее место своего человека.
Госкино издало приказ об «увольнении» Гончарук и назначении Юлии Каждан — «кризисной менеджерки» с бухгалтерским и юридическим опытом, которая также владеет кинологическим центром и практикует гипноз.
За неделю после приказа, волны мемас о кинологине, гипнотезерше, псе Патроне, Каждан таки приходит на рабочее место в сопровождении заместителя председателя Госкино. Коллектив Довженко-Центра встречает назначение на пороге, задает вопрос о ее целях в должности и выражает свое недовольство. Команда выступает против вступления Каждана на позицию временного руководителя и словесно не пускает ее внутрь Центра. Каждый едет.
Акт 4
Через день после срыва назначения Каждан, в Довженко-Центр приходит СБУ с обысками.
Официальная позиция: изъять документы, связанные с открытым делом двухлетней давности в отношении бывшего главы Центра.
По факту: изымают печать и финансовые отчеты. То есть произошел рейдерский захват.
Чего требует Довженко-Центр
Отмены приказа о реорганизации.
Отмены приказа о назначении и.о. гендиректора Довженко-Центра Юлии Каждан.
Предоставление статуса “Национальный”, что замедлит попытки возможных посягательств.
Создание Государственного фонда фильмов на базе Довженко-Центра, как было заложено родителями-основателями центра.
В посте использованы интертитры из фильма «Взрывающиеся дни» (1930) Александра Соловьева
Текст: Docudays UA