Говорить об Украине в мире, к сожалению, устали. Об этом говорим и мы (украинцы) и международные СМИ – все это знают, никто не скрывает того, что «переел плохие новости». И в таком контексте, когда личности политиков вызывают желание поскорее сваять ленту новостей дальше, а слово «Украина» ассоциируется с войной, важно вспомнить об одной из главных функций моды и культуры – дипломатической. Именно коммуникация, которую бренд выстраивает с обществом, взаимодействие создателей (художников, музыкантов, дизайнеров) с международным сообществом позволяет немного отвлечься от того, что наша страна сегодня – политический котел. Кроме плохих новостей, планов наступлений и оборонных тактик, у нас еще есть новые коллаборации, идеи и развитие. Ярким примером этого являются украинские модные дома, которые в военное время открыли бутики в Европе.
Один из примеров магазинов, только открывшихся в Европе во время войны – Ukraine Store Kvitka. Это Парижский магазин с одеждой EmbroideredGem, Adamskaya, Capsula 44, Сhalety, TG botanical, FINCH, Makmar x Foltovych, Ano!, а также элементами декора и украинской символикой. Теперь в квартале Мари можно погрузиться в «украинский дом», стены которого расписаны петриковкой, а на стенах висят вышиванки. Самое приятное, по словам соучредительницы концепт-бутика Татьяны Туки, заходящие в магазин не только туристы и украинцы, но и сами французы, которых привлекает символика и сам феномен «украинского».
Мы долго боялись, что украинцы станут пугать мир так же, как это делают сегодня военные новости. Но настоящее искусство тем и прекрасно, что перенасытиться им практически нереально, и именно поэтому украинская мода и творчество никак не надоедают миру уже месяц, а потребление украинских товаров за рубежом не сокращается. Ежемесячно по всему миру проходят открытия Pop-Up сторов с украинскими брендами.
Например, в Израиле на маркете Kuli Alma можно было купить вещи от ROUSSIN, Sonne Sonne, Lovers, Factura, Sestry Feldman и Metrique. А вот в Look Brave как Украина: Pop-Up Store of Ukrainian Designers (Варашава) можно было найти вещи от 50 украинских брендов. APT 13. Решили не ждать моря погоды и взяли инициативу в свои руки, показав в Милане собственный Поп-ап стр. APT.13 & Ukrainian Designers Pop-Up. Denizen House и White Label Project Pop-Up в Берлине анонсировали продукты от GUNIA.
Несмотря на то, что сегодня мы знаем об украинских дизайнерах в Европе преимущественно из ярмарок и такого рода мероприятий, есть и стабильные представительства украинских брендов в мире, типа Selfridges и коллекций Лилии Литковской, или ежегодного Pop Up Store от Ruslan Baginskiy в Париже, футболке и другой продукции от Anton Belinsky всегда можно купить в DressingForFun, NASS boutique и Harvey Nichols.
Несмотря на то, что многие украинские бренды зарегистрированы в Европе и до войны масштабировали бизнес именно на европейскую аудиторию, сегодня же большинство из них ставят основной локацией Киев и продолжают открывать двери бутиков на украинской земле, как это сделала во Львове Лилия Литковская или RITO Knits сделали. в Киеве одними из первых, хоть и вывозили производство в Италию.
Продолжая работать над оптимизацией поставок, многие выбирают более-менее безопасные локации, но сердцем остаются верны вайбовому Киеву с родными шоу-румами. Мода для украинских брендов сегодня не просто сфера деятельности, и способ вести международный диалог в ракурсе «добрых новостей» и «креативного взаимодействия» вне политического дискурса.