По мнению дизайнера Полины Веллер, мода призвана отражать общественные запросы и политические веяния, которые и пытаются воплощать в своих коллекциях. О новой коллекции керамических украшений, в которых закодированы культурные традиции коренного народа Крыма и опыт работы в художественной резиденции, она рассказала в интервью Marie Claire Ukraine.
Расскажите о новой коллекции и как она родилась?
Коллекцию одежды “Oyma”, представленную на Ukrainian Fashion Week no season 2021, я создала в сотрудничестве с известным украинским художником Рустемом Скибиным. Ойма – это аутентичные крымские витинанки, которые создает Рустем.
Коллекция вышла самобытная, и мы с Рустемом решили продолжить сотрудничество. На этот раз мы создали украшения из керамики, выполненные в старинной технике крымских мастеров «Quru Isar». Сегодня важно как можно больше рассказывать и привлекать внимание к народному искусству, поскольку в него закодирована история развития нации, ее представление и ментальность.
Что нового об украинской культуре вы узнали во время работы над коллекцией?
Во время войны я решила расширить свои знания об украинских художниках, чье творчество оказало влияние на украинское общество и стремление к независимости, в частности — Степана Бандеру, Ивана Мазепу, Симона Петлюру.
Расскажите о сотрудничестве с Эмином Джеппаром. Почему вы выбрали именно ее героиней для лук бука?
Впервые я увидела Эмине на выставке в «Удивительные истории Крыма», которая проходила в Художественном Арсенале три года назад. Помню, что Эмине была в голубом деловом костюме с голубой фессой. Ее образ настолько поразил меня, что я подошла сделать ей комплемент. Через два месяца после нашей встречи я начала работать над коллекцией «Ойма», а позже над коллекцией украшений. Когда встал вопрос, кто будет лицом коллекции, я начала искать среди красивых. и любопытных крымскотатарских женщин, и вспомнила об Эмине и предложила ей. Она согласилась. (Улыбается.)
Расскажите о выставке в Канаде. Как родилась идея ее создания?
Я – дизайнер одежды, а мои друзья – преимущественно художники. В первый месяц войны многие из них уехали, и предлагали мне также уехать с ними. Я подумала, что если уж ехать в чужую страну, то с арт-миссией в резиденцию художников. Наскоро я сделала новое резюме и послала в будущие резиденции художников. Благодаря интернациональной группе Artist AtRisk мое резюме увидела галерея > и предложила в телефонном режиме сделать выставочный проект в Канаде. Я не поверила и попросила отправить письмо с их предложением. Одри, менеджер каадской резиденции ответила, что два дня назад уже отвлекли его на мой мейл… Действительно, почтой меня ждало письмо от нее. И я была прямо на седьмом небе от этой новости! Конечно, я согласилась на предложение. Это была моя первая в жизни 4-месячная художественная резиденция, где я смогла посвятить время работе над экспозицией PIECE INSIDE YOU, открывшейся 1 сентября в галерее L’Ecart. Она посвящена российско-украинской войне и тем чувствам, которые испытываю сейчас, как и другие украинцы. Инсталляция сочетает в себе разные истории в одной картине. Об сплоченности украинцев во время российского нашествия, борьбе за свою страну на всех фронтах, посягательствах на наши поля пшеницы — в ней перекликаются главные на сегодняшний день для украинцев темы.
Как война отразилась на вашем творчестве и повседневной жизни?
С первым грохотом взрывов и артиллерийской перестрелки мне хотелось погрузиться с головой в творчество, чтобы не осталось ничего кроме созданного мной. И этим отвлечь близких от неизвестного и неконтролируемого, оттого что на данный момент мы вынуждены называть реальностью. И какое-то время мне это удавалось. Я бралась за разные художественные мини-проекты… а потом как-то я читала ленту новостей в соцсети, и поймала себя на том, что погружаюсь в мир мертвых, рассматривая умерших людей… И я с новыми силами еще больше погрузилась в творчество и собственные проекты .
Читайте также: SMALL TALK: ДАРИЯ АЛЕШКИНА, художница, ВЫТИНАНКАРКА О ВЛИЯНИИ ВОЙНЫ НА ТВОРЧЕСТВО