Закрыть
UA
Мода

Small Talk: Екатерина Филюк, куратор проекта «Заземление»

Поделись:

В течение девяти месяцев 2021 года фонд ИЗОЛЯЦИЯ вместе с Соледарской ОТГ и при поддержке Украинского культурного фонда проводил серию краткосрочных резиденций < a href="https://s6793231.sendpul.se/sl/MjUyNjk0ODY3/e502437ad1b6bc3a5c1b3295e28ccb7cc6edbs1" target="_blank" rel="noreferrer noopener" data- linkfilter/2lOqBcVj_MIyVNKna557CfbHmTY/aHR0cHM6Ly9zNjc5MzIzMS5zZW5kcHVsLnNlL3NsL01qVXlOamswT0RZMy9lNTAyNDM3YWQjYM 3Y2M2ZWRiczE/xIf7q44WGfOoV2BEXC0dFBtLdEqAED3XVo8NIT7qVaRr00U9_-hpjRHDyAE64jlkCPBp7X08zhDN1pyX-uUITtDgwhusC8iw 1UIyXt00woW0215bT13HWVNb2YaTY1Jnw:dUSmCGDMrWbwSTQ4?lang=ru">Заземлениев Соледаре для 19-ти художников(ь) и исследователей (ц), работающих с темой Антропоцена, влияния человека на окружающий мир.  В своих работах они обращались к индустриальной истории края, измененным деятельностью человека ландшафтов и природного разнообразия востока Украины. Резиденты создали художественные проекты в формате видео, фотографии, скульптуры, живописи, инсталляции и аудио-прогулки. Кураторка Екатерина Филюк рассказывает финалистов проекта, чьи работы можно посмотреть в креативном пространстве IZONE.


Почему стоит посетить эту выставку?

Выставка результатов резиденции, особенно резиденции, которая приняла 19 художников(ц) и коллективов за девять месяцев – это довольно специфический жанр выставочного проекта и возможность увидеть очень интересный и разнообразный срез современного украинского искусства тематически направленный на исследование востока Украины. В случае Заземления выставка становится местом встречи не только художественных, но и смежных с ними практик. Ведь в резиденции, кроме художников, принимали участие журналистки и блоггеры Наталья Любченкова, Наталья Михальченко, Вера Шелест, графическая дизайнер Юлия Кириченко, исследователь Роман Лозинский, режиссеры документального кино Алексей Радинский и Зоя Лактионова.

Эта выставка через художественные высказывания знакомит зрителя с историей, людьми и природой маленького городка Соледара и его окрестностей. Поселок, откуда происходит почти вся столовая и промышленная соль в Украине. Здесь вокруг соляной добычи вращается жизнь.  Однако постепенно люди все больше интересуются своим прошлым и задумываются над будущим, так что ищут свою идентичность. Именно в этот интересный момент там разворачивается работа фонда ИЗОЛЯЦИЯ, и именно об этом большинство работ, представленных на выставке.

Для того чтобы лучше понять современное искусство, критики советуют готовиться – чтобы понять контекст. Как можно «подготовиться» к посещению данного проекта??

Мне кажется, что столичная публика уже достаточно осведомлена и опытна во всем, что касается современного искусства. В последние годы количество и качество художественных событий в Киеве впечатляет. Но все чаще говорят о необходимости «открывать» для себя регионы и интересоваться происходящим вне городов-миллионников. Совершенно с этим соглашаюсь. Переезд изоляции в Соледар и является такой попыткой провинциализироваться. К востоку Украины всегда приковано много внимания, в основном из-за военных действий, меньше – из-за культурных событий и инициатив или туристических прелестей региона. Чтобы «подготовиться» можно поинтересоваться именно этим.

Понимаю, что ко всем авторам вы относитесь одинаково. Однако чья работа вас поразила?

Назарий Заноз – для меня приятное открытие этого проекта, равно как и Святослав Коверзнев. Однако, пожалуй, мне больше всего импонирует подход дуэта Open Place. Юра и Юля (Юрий Кручак и Юлия Костерева – участники дуэта) очень опытны и уравновешены, умеют слушать и строить горизонтальные отношения. Они не только сняли свой фильм о Белокаменском огнеупорном заводе, но и помогли местной подростковой музыкальной группе снять их клип. Это просто супер, когда художники не только берут интересные истории, которые становятся материалом для их проектов, но и отдают, делятся своими знаниями.

Кто из украинских авторов, по вашему мнению, сейчас опережает время?

Мне не очень импонирует идея играть наперегонки со временем. Важно делать свое дело искренне, профессионально и с уважением к материалу и людям. Тогда у вышедшего в результате высказывания есть шансы быть релевантным не только для своего времени, но и для будущего. Если же говорить о художниках, за которыми мне интересно наблюдать, это, например, наши резиденты Роман Химей и Ярема Малащук. Как они сочетают кино и современное искусство и темы, за которые берутся — это пример современной художественной практики мирового уровня, мне кажется.

За какими проектами мировых художников следует следить уже сегодня, потому что завтра их объявят гениями?

Если посмотреть на проекты разных кураторов, бросается в глаза, что они часто работают с так называемым пулом художников, часть из которого перетекает из проекта к проекту. Это также обусловлено невозможностью следить за множеством художников одновременно. Поскольку я сейчас живу в Италии, могу назвать несколько имен именно итальянских художников. Например, Жан Мария Тосатти, с которым в прошлом году мы сделали проект на Куяльнике в Одессе, а в следующем – он будет представлять Италию на Венецианской биеннале и курировать Римскую Квадринале. Или молодой художник Ренато Леотта, каждый год берущий новую высоту на национальном уровне. Я уверена, что уже совсем скоро он получит международное признание.

Каким произведением искусства вы хотели бы владеть?

Кураторская работа меня привлекает тем, что работая над проектом, на время становишься «владельцем» работы или экспонируемых работ. Такой прокат произведений искусства, который меня вполне удовлетворяет. Также в последнее время я все больше интересуюсь фотографией, работаю с фотокнигами и исследую фотоархив советской фотографии Ирины Пап. Так что, наверное, хотелось бы иметь коллекцию фотографий. К примеру, Бориса Михайлова. Одна у меня уже есть, поэтому я почти счастлива.

Заземление

Заземление 3

Заземление 2

Фото IZOLYATSIA photo archive