Несмотря на полномасштабное вторжение в Украине, уже происходит активное планирование процесса восстановления. Украинские архитекторы предлагают проекты по восстановлению зданий, поврежденных или разрушенных в результате российской агрессии. Один из них – проект VILNA School, предложенный командой архитектурного бюро IK-architects. Учредительница бюро Екатерина Яровая рассказывает о главной идее и ценности проекта в новых реалиях.
Сейчас многие архитекторы предлагают свои идеи восстановления украинских зданий. Значительная часть из них – это соцжилье. Как появилась идея проекта VILNA School?
Сегодня все украинцы имеют общую мечту и каждый держит свой фронт. Я живу по принципу «донат каждый день», но понимаю, что страна нуждается в моих знаниях и компетенциях.
Поэтому еще с начала полномасштабного вторжения желало приобщиться к проекту восстановления.
Сегодня не время для конкуренции или кулуарных игр. Война объединила народ Украины, в том числе и архитектурное сообщество. Как архитектор, я понимаю масштабы разрушений и сколько всего нам нужно будет восстанавливать, восстанавливать. Понимаю, сколько времени занимают только проектные работы, поэтому нужно уже сейчас активно заниматься разработкой решений, чтобы по окончании войны мы уже могли приступать к строительным работам.
Мы много говорили, брейнстормили с командой, к какому направлению присоединиться. Прежде всего думали о социальном жилье, но таких проектов уже много на архитектурном рынке. Также есть несколько классных украинских бюро, взявших курс по проектированию соцжилья. Я не вижу смысла создавать гонку или конкуренцию в этом направлении. Можно выбрать другой подход, тем самым покрыть больший спектр потребностей по восстановлению.
В результате совместного обсуждения пришли к выводу, что хотим быть причастными к восстановлению учебных заведений. Да, родился проект VILNA School. Rebuilding educational institutions in Ukraine.
Почему вы выбрали именно образовательное направление? Как определялись в команде?
В социальных или волонтерских проектах важно найти то направление, которое отзывается и драйвит именно тебя. Командой IK-architects мы провели брейнсторм. Во-первых, поняли, что все участники команды хотят приобщиться к восстановлению Украины. Во-вторых, проанализировали направления социальных проектов и выбрали восстановление учебных заведений Украины, потому что он отозвался всем!
Один из ключевых критериев возвращения людей в города – возможность учиться детям. Только представьте, с начала полномасштабного вторжения в Украине уничтожены или повреждены более 3000 учебных заведений. Это сотни тысяч детей, которые не могут учиться в автономном режиме. Поэтому самое время разрабатывать проекты по восстановлению заведений, чтобы сразу начинать их воплощать после нашей победы.
К тому же стоит учесть новые вызовы и подходы к обучению. Это касается не только процесса получения образования, но и нового видения проектирования школ. В общем, мы хотим начать фундаментальные изменения в учебном процессе: европейские взгляды, прогрессивное видение, диджитализация, осознанное потребление, устойчивое развитие. Все эти ценности и идеи должны закладываться еще в школе.
Проект VILNA School может дать толчок для действительно весомых изменений. Хотим начать с Харьковской гимназии №47, а затем масштабировать проект на другие города и заведения. У нас есть социальная миссия, видение, как это все реализовать и главное – инициативность и проактивность команды IK.
Какие инновационные решения применяете в проекте VILNA School? В чем его уникальность?
В целом VILNA School – это инновационный подход к проектированию. Можно выделить три основных решения, позволяющих нам достичь целей.
Первое – это двухстадийное использование пространств. По будням заведение работает как школа по назначению. Вечером и в выходных спортивный зал, амфитеатр, лектории, музыкальные классы могут посещать все желающие. Да, мы расширяем функциональность здания и получаем возможность привлечь больше средств для обслуживания учебного заведения.
Второе – использование современных технологий в архитектурном планировании, соответствующих международным стандартам и критериям Active House. Это так называемая sustainable architecture и альтернативные источники энергии, использование солнечных батарей, “умного” освещения, сверхсовременной системы вентиляции и так далее.
Третье – модульность блоков и возможность масштабирования. Такая «гибкость» позволяет изменять здание с его развитием и потребностями. Так, в один спортивный блок вписывается в 8 учебных классов, также возможны другие комбинации кабинетов, классов и спецклассов.
Расскажите больше о команде. Кто работает над проектом? Как вы распределяете таланты?
Команда – это один из ключевых факторов успеха архитектурного бюро IK-architects. Масштабные проекты производятся командой. В IK – это люди, разные по характеру, опыту, взглядам на жизнь и навыкам. Каждый из них – самостоятельный профессионал, способный справиться со своим блоком работы. Но когда перед нами встает действительно сложная задача, какой-то челлендж, мы собираемся вместе и усиливаем друг друга.
С начала полномасштабного вторжения команда изменилась. Кто понял, что имеет другие планы на жизнь, ценности компании и собственные больше не совпадают, кто решил продолжать обучение в Европе.
В первые три месяца полномасштабной войны команда сократилась до трех человек, но с середины лета начала увеличиваться. Сейчас в команде 6 человек, обладающих большим опытом в архитектурном проектировании и дизайне интерьеров. В составе команды IK-architects есть главный архитектор проектов (сертифицированный ГАП), главный инженер проектов (сертифицированный ГИП), архитектор-дизайнер, дизайнер-визуализатор, архитектор и проектировщик.
В сотрудничестве людей в команде есть следующие этапы: формирование, storming, нормализация и слаженность, новым составом команды IK мы уже прошли этап «шторма» и нормализации. И уже перешли в слаженную работу. Ситуация в стране повлияла на скорейшее прохождение этапа шторма и нормализации. Потому что сейчас, как никогда, у нас есть общие желания, ценности и вера. Во-первых, нас объединяет любовь к архитектуре и желание создавать крутые проекты. Во-вторых, желание приобщиться к восстановлению Украины и сделать это лучше.
Для меня главное в командной работе – возможность синергетического эффекта от объединения усилий, знаний и выработки групповых управленческих решений. То есть, в достижении «состояния, при котором целое больше суммы его составных частей».
Кто может присоединиться к проекту или поддержать инициативу?
Прежде всего нам нужна информационная поддержка проекта VILNA School. Ведь правильная коммуникация способствует его распространению и популяризации. Поэтому готовы коммуникировать в Украине или посещать идеи на международных выставках, форумах по восстановлению Украины.
Также мы находимся в поисках инвесторов для реализации идей. Это большой проект и для него требуются большие средства. Мы открыли собственную «банку» в Монобанке для сбора средств, чтобы оплатить услуги экспертов, которые необходимо привлечь для экспертной оценки повреждений, разрушений на класс последствий для школы, которые получили различные повреждения. Если хотите поддержать донатом, вот ссылка a>. И просто напоминаю, что маленьких донатов не бывает.
И главное – люди. Ищем в команду инициативных людей, которые на волонтерской основе, хотят присоединиться к проекту VILNA School и помочь с продвижением, PR, коммуникацией. Также открыты для масштабирования команды архитекторов и дизайнеров для разработки следующих проектов по восстановлению учебных заведений Украины. Ведь гимназия в Харькове – это только начало.
Читайте также: В УКРАИНЕ БУДУТ УЧАТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ АРТТЕРА ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН