Центральное место нынешней viennacontemporary занимает выставка «Петушок с черными крыльями: найдена реликвия» в das weisse house, где тринадцать украинских и международных художников исследуют тему войны, которую курирует Екатерина Филюк. О выставке и ее участниках, почему в художественном мире есть интерес к украинским художникам и как им удается быть в авангарде событий — Екатерина рассказала Marie Claire.
Почему стоит познакомиться с The Cockerel with Black Wings: A Recovered Heirloom ?
Думаю, как и все остальные украинские проекты за рубежом последние полгода, у него есть Цель лучше познакомить зарубежного, в этом случае преимущественно австрийского, зрителя с украинской культурой. vienacontemporary – это большая международная платформа, которая лучше всего подходит для этой миссии. Сейчас искусство для украинцев это один из важных каналов, которые можно использовать, чтобы говорить о себе, своей стране, своей жизни во время войны. Но, как любой художественный проект, он является также и высказыванием, которое должно произойти в эстетической плоскости и заинтриговать, развлечь, дать новый визуальный и интеллектуальный импульс. Выставка «петушок с черными крыльями: найденная реликвия» пытается посмотреть на войну с точки зрения потери материальной культуры. Причем не объектов, хранящихся в музеях, а наследуемых предметных предметов, имеющих символическую ценность для каждой конкретной семьи.
С приходом Советов столетия назад украинцы уже потеряли много семейных реликвий, то же происходит и сейчас. Но петушок из Бородянки для меня не только символ стойкости и несокрушимости, но также и потенциальная семейная реликвия, которая со временем будет рассказывать историю людей и страны.
По какому принципу были избраны участники в нем?
Когда организаторы vienacontemporary предложили сделать спецпроект в рамках нынешнего фокуса ярмарки Statement: Ukraine, я сразу определила для себя несколько критериев. Во-первых, избегать закрытости и гомогенности, а значит пригласить не только украинских художников, но и зарубежных, работавших в Украине или с украинским контекстом. Их на самом деле очень много и выбрать было не так уж просто. Во-вторых, поработать с украинскими художниками, которые получают меньше международного внимания, но бесспорно его заслуживают. Это абсолютно нормально существующих, так сказать, хедлайнеры, которых часто приглашают и чьи работы уже узнают в Европе, вот собственно хотелось избежать повторение и сосредоточиться на других авторах.
За кем из украинских авторов вы наблюдаете с интересом?
Поскольку я уже несколько лет не живу в Украине, слово «наблюдаю» действительно хорошо описывает мою профессиональную ситуацию. В отличие от кураторов, которые могут пересечься с художником на выставке или дружеской тусовке или при необходимости посетить мастерскую, я много информации получаю из социальных сетей. У кого-то прошу отправить портфолио, кого-то ищу и спрашиваю. Словом, это более дистанционированный подход, в котором бесспорно есть и плюсы и минусы. Традиционно название Малащука и Химея, новых фильмов которых жду с интересом. Олексу Манну и Сашу Курмаза, ну и чтобы выровнять гендерный баланс Анну Звягинцеву и Алину Клейтман.
Кому из современных украинских авторов удается задавать тренды и быть в авангарде событий?
Думаю, искусство это не мода, а потому важны не тренды, а месседжи , которые они транслируют, и форма, в которой они подаются. Вот, например, я сказала, что слежу за Олексой Манном. Или его «Кодекс» – это тренд? В этом синтетическом проекте он работает с формами и сюжетами классического искусства, и критически осмысливает реальность вокруг, и придает свой собственный взгляд. Все это на маленьком листе бумаги с использованием нескольких базовых цветов. Но для меня это фундаментальная работа, которая со временем должна быть оценена и осмыслена как в кругу художников, так и в кругу украинцев, как Я очень рада, что «Кодекс» будет на выставке в Das Weisse Haus.
Как вы думаете, какая миссия полагается на искусство во время войны? Что вы ищете сегодня в искусстве?
Как всегда у искусства много граней и в этом его преимущество перед другими сферами человеческой деятельности. Кто-то может найти в нем способ примирения с собой или с миром, кто-то средство для борьбы с несправедливостью, кто-то возможность отвлечься и развлечься.
Украинские художники всегда отличались своей социальной заангажированностью, поэтому их работы часто указывают на недостатки общества, освещение и критическое осмысление важных мировоззренческих и социальных вопросов, переосмысление собственной истории.
Все это, мне кажется, присутствует и в военном искусстве, даже в более обостренной форме. И именно это качественно отличает украинских авторов и привлекает меня как куратора и как обычного зрителя.
Как вы относитесь к кенселению русской культуры ? У вас на полочках, в архиве остались творческие наработки российских авторов?
Поскольку я пишу диссертацию о советской украинской фотографке Ирина Пап, много обращаюсь к российским источникам, а также к англоязычным, которые анализируют культуру и фотографию в частности периода хрущевской оттепели. Все больше обращаю внимание на формулировку и благодаря постколониальной оптике отмечаю, как безжалостно и виртуозно опропиралось все нерусское, для гомогенизации нивелировались различия и навязывалась грубая шароварщина. Именно поэтому считаю оправданным кенселение русской культуры, ведь ее токсичность может быть очень хорошо замаскирована, но оттого не менее вредна и опасна. Кроме того, живя в Европе, это вопрос, на который приходится часто отвечать и всегда объяснять, почему это важно.
Какое антивоенное произведение искусства вы считаете шедевром ?
Видимо это «Путешествие на край ночи» Луи-Фердинана Селина. Несмотря на очень неоднозначную личность автора, который был известным антисемитом, расистом и ненавидел людей, именно этот роман очень ярко и натуралистично описывает все ужасы войны и моральное и физическое падение человека. Изменил ли он общество? Не думаю, ведь за Первой Мировой довольно скоро пришла Вторая.
Читайте также: Возможно ли возобновить производство васильковских петушков, одного из которых подарили Борису Джонсону? strong>