Закрыть
UA
Мода

Small Talk: Марина Богуш, культурологиня, соавтор проекта «НАЕВНА»

Поделись:

Марина Богуш, культурологиня и исследовательница проповедует о выставке “НАЕВНА”, которая проходит в Артцентре Я Галерея в рамках художественного проекта « Она — художница: актуален наив Украины и Британии».

Почему и кому в первую очередь стоит посетить выставку?

«НАЕВНА» посвящена женщинам в современном наивном искусстве Украины и Британии. Она стала логическим продолжением Фестиваля наивного искусства< span style="font-weight: 400;">, который наша команда впервые провела в 2020 году. Тогда же мы заметили, что интерес к современному наивному искусству – огромный. Это явление долгое время не получало должного внимания ни со стороны широкой аудитории, ни со стороны тех, для кого искусство является темой профессионального во всех его формах интереса. Не в последнюю очередь и потому, что оно мало представлено на выставочных площадках.

Конечно, работы «звезд» наива — Марии Примаченко, Екатерины Билокур, Анны Собачко-Шостак — широко представлены в украинских музеях, еще был крупный проект «Чистое искусство» ( 2017, Художественный Арсенал), но все это взор в прошлое, в историю украинского наивного искусства. Зато о его актуальном состоянии могли знать только эпизодически. Одним из таких важных эпизодов был, например, проект «Новый Наив» — серия выставок работ художников наива ХХІ в., проходившая в артцентре Я Галерея под кураторством Павла Гудимова.

Фестиваль наивного искусства расставил новые акценты в этой теме. Миллионы украинцев наконец-то увидели, как выглядит творчество любителей сегодня. Она очень разная по форме, но все равно острая, актуальная и интересная. Она показывает, что художник – это состояние внутренней свободы, а не только годы обучения в академиях искусств. «НАЕВНА», опираясь на эту идею, подчеркивает женскую тему в современном наиве. Участницы нашего проекта – это женщины от 16 до 60 лет из разных уголков Украины и Британии. Если вам интересно как то, чем живет современная женщина, запечатленная в искусстве, вам точно следует посетить выставку.

Выбранная тема выставки не нова, расскажите, кто из украинских авторов достиг в ней наибольшего успеха?

На самом деле женское искусство в Украине все еще не слишком популярна тема для выставочных проектов. Европа начала активно работать с ней еще в 70-х годах прошлого столетия, задав вопрос о том, что женщина — это не только муза, натурщица или вдохновительница Великого Мастера, она может быть сама Великой Художницей. У нас, в стране, где феминизм до сих пор вызывает пылкие дискуссии, а в любых топах на десятки мужских имен приходится лишь несколько женских, проекты, посвященные женщинам, набирают популярность только последние несколько лет. «НАИВНАЯ», по моему мнению, является важным высказыванием в этой истории. Мы первые, кто показывает, как выглядит современное женское наивное искусство, мы декларируем, что рядом с Примаченко и Белокур могут стоять и имена художниц этого столетия, мы утверждаем, что женщина имеет право голоса даже в сфере, где, казалось бы, нет места гендерным стереотипам — в сфере искусства.

Как бы у вас была возможность, каким произведением искусства украинского автора вы хотели бы владеть и почему?

История современного искусства показывает, что оно приобретает статус только тогда, когда подкреплено особым контекстом. Этот контекст – институт. Разница между произведениями любой известной художницы и произведениями участницы нашего проекта состоит в том, что последние пока не находятся в музейных коллекциях. Лично у меня нет персональных амбиций относительно владения произведениями искусства, мои амбиции значительно шире) Через выставку мы помещаем работы пока малоизвестных художниц в этот самый особый контекст, придавая им статус “настоящего искусства”. Это первый шаг на пути к их признанию и тому, чтобы через несколько десятков лет каждый музей или отдельный ценитель искусства мечтал иметь эти работы в своей коллекции.

Читайте также: Small Talk: Алис Сай, визуальная мистикиня